Светлана Зуева
Самообразование «Этапы работы по развитию речи дошкольников»
Тема работы по самообразованию: «Этапы работы по развитию речи дошкольников. Работа над звукопроизношением, слуховой памятью и фонематическим слухом посредством игры»
В 2017-2018 учебном году мною была выбрана тема: «Этапы работы по развитию речи дошкольников. Работа над звукопроизношением, слуховой памятью и фонематическим слухом посредством игры».
Публикация «Самообразование „Этапы работы по развитию речи дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Изучила методическую литературу по теме:
1. Т. Б. Филичева «Основы логопедии»1989г.
2. Ф. А. Сохина «Развитие речи детей дошкольного возраста» 1984г.
3. М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» 1980г.
4. М. А. Бородич «Методика развития речи детей»
5. В. В. Гербова «Приобщение детей к художественной литературе» 2006г Мозаика-Синтез.
6. Журнал «Дошкольная педагогика»
7. Н. А. Виноградова «Сюжетно-ролевые игры для дошкольников» 2011г.
8. О. А. Новиковская «Конспекты комплексных занятий по сказкам» 2007г.
9. Сборник методических разработок «Педагогическая копилка» выпуск 2016г.
У детей в возрасте от 3 до 5 лет происходит формирование фонетического и морфологического состава слова. Продолжается совершенствование наиболее трудных движений органов артикуляционного аппарата. Работа на этом этапе опирается на сознательное отношение детей к звуковой стороне слова и строится на последовательной отработке основных звуков родного языка. Речь детей от 3 до 5 лет продолжает развиваться. В этом возрасте накапливается, уточняется и совершенствуется словарь. Дети точнее употребляют нужные по смыслу слова. Они начинают правильно пользоваться грамматическими формами, могут в логической последовательности пересказывать небольшие сказки, рассказы, описывать и передавать содержание картинок. Быстро развивается и звуковая сторона речи. Дети усваивают и правильно произносят многие звуки родного языка, чище и отчетливее произносят слова и фразы, умеют пользоваться голосом, начинают следить за темпом своей речи.
Основная задача формирования звуковой культуры речи на данном этапе сводиться к развитию у детей фонематического слуха и правильного произношения всех звуков родного языка с отчетливым и внятным произнесением слов и фраз.
Например, отрабатывая с детьми 3 лет более легкие для произношения звуки и, ф, в, я создаю предпосылки для появления новой группы звуков – свистящих (с, з, ц, для которых характерен определенный уклад органов артикуляционного аппарата, близкий к укладу звука и, а также наличие целенаправленной воздушной струи, которая вырабатывается при отработке звуков ф, в. Так мы создаем возможность переноса навыков, выработанных для одной группы звуков, на другую.
Последовательная отработка звуков дает возможность систематически, последовательно проводить работу по формированию и дальнейшему совершенствованию звуковой культуры речи.
Отработка всех звуков родного языка предусматривает четыре вида работы, последовательно сменяющих друг друга;
1-й вид работы – уточнение движений органов артикуляционного аппарата. Это проведение игровых упражнений для развития или уточнения движений, выработки определенных положений, способствующих правильной артикуляции звуков. При этом выделяется работа над следующими разделами звуковой культуры речи: воспитание четкой и правильной артикуляции, длительного, плавного ротового выдоха, развитие громкости голоса.
2-й вид работы – уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха.
Я даю игры или игровые упражнения для уточнения произношения изолированного звука или вызывание его по подражанию. Внимание детей фиксируется на положении органов артикуляционного аппарата при произношении этого звука и его звучания. Использую игры для выделения данного звука из группы звуков. Этот вид работы способствует воспитанию речевого слуха, умение соизмерять громкость голоса, развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания.
3-й вид работы – воспитание правильного произношения звука в словах и развитие фонематического слуха.
Здесь используется различный игровой материал (дидактические игры, способствующие четкому и правильному употреблению звуков в словах. Сначала даются те слова, в которых отрабатываемый звук стоит в ударном слоге. Дети учатся произносить его более четко, длительно, т. е. вырабатывают умение выделять звук голосом, а в дальнейшем не только выделять, но и определять его место в слове. Одновременно решаются задачи совершенствование фонематического слуха, дикции и произнесение слов согласно орфоэпическим нормам.
4-й вид работы – воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи и развитие речевого слуха.
Я использовала специально подобранный речевой материал: словесные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, стихи, рассказы, сказки. Слежу за правильным употреблением данного звука на перечисленном материале.
При проведении игр и НОД, ведущими методическими приемами по-прежнему являются речевой образец, заучивание наизусть (стихотворений, потешек, загадок, беседы, д/и и т. д.
Для того чтобы дети могли чисто, ясно, произносить звуки в словах, четко произносить слова я поставила следующую цель: «Развивать речевое общение детей со взрослыми и сверстниками. Расширение теоретических и практических знаний посредством игры».
Основными задачами моего направления являются:
- поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности, развивать речь детей.
- продолжать развивать фонематический слух;
- закрепить правильное и отчетливое произношение звуков детьми;
- научить детей различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с-з, с- ц, с-ш, у-ф;
- учить различать место звука в слове.
Актуальность: Речь – это инструмент развития высших отделов психики дошкольников, развивая речь ребенка, мы способствуем развитию его интеллекта.
Изучив определенную литературу я подобрала дидактический материал для использования в индивидуальной работе с детьми и групповых занятий по звуковой культуре речи.
1 Я составила картотеку чистоговорок и скороговорок, которые являются хорошим речевым материалом. При их произнесении дети упражняются не только в правильном употреблении дифференцируемых звуков, но и в выработке хорошей дикции.
2 Также мной была составлена картотека дидактических игр, в которых надо вычленить заданный звук из фразы, или показать, где он находиться (в начале, в середине, в конце слова, вместе с детьми делаем книжки-малышки «Наклей нужную картинку», «Где находиться звук?» и другие.
3 Подобрала пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, которая влияет на работоспособность головного мозга и, вследствие этого, на речь ребенка.
4 Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики (комплекс упражнений для губ, щек, языка, мягкого неба) отрабатывает все компоненты артикуляции звука.
5 Сделала иллюстрационные альбомы по сказкам и произведениям для развития речевых умений.
Большое внимание уделяю современным подходам к воспитанию детей, создаю условия обеспечивающие ребенку психологический комфорт, его всестороннее развитие. Ориентируясь на новые подходы к проблемам образования, на инновационные методики и новинки методической литературы.
Очень важна работа проводимая с родителями. Рекомендую родителям шире использовать устное народное творчество в собственной речи, правильно произносить все звуки родного языка, иметь ясную, четкую и отчетливую речь, использовать в своей речи литературное произношение,т. е. придерживаться орфоэпических норм. Оформила для них папки-передвижки на тему: «Родители – книга – ребенок», «Какие сказки читать ребенку на ночь?», «Развитие речи дошкольников в играх», «Краткая характеристика речи детей 4х лет», «Поиграем с пальчиками»(с массажным шариком Су-Джок, «Пальчиковые игры на тему: «Домашние животные». Подготовила консультацию на тему: «Рекомендации родителям по развитию речи детей четвертого года жизни».
Проводила анкетирование с родителями по развитию речи.
В результате проведенной работы, к концу года большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на несложные вопросы. У детей высокая речевая активность, богатый словарный запас, соответствующий их возрасту. Малыши интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием). Проявляют доброту и отзывчивость к окружающим людям. Знают много стихов, потешек, песен и с удовольствием их рассказывают. Правильно и отчетливо произносят звуки в словах и различают место звука в слове.
В своей педагогической деятельности, я планирую продолжать работу реализации принципа «от простого к сложному». Непосредственно образовательную деятельность с детьми проводить в необычной обстановке, со сменой мезосцен, ввести интеграцию во все виды деятельности с детьми по различным направлениям воспитательной работы. В перспективе своей деятельности вижу необходимость продолжить работу по развитию речи.
2018г