Людмила Ярошенко
Этапы формирования фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Этапы формирования фонематического слуха.
Если ребенок слышит, как скрипнула дверь, отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, - у него все в порядке с физиологическим слухом.
Вот пятилетний дошкольник без ошибок раскладывает картинки в две стопки: в одну – с первым звуком [C], в другую - со звуком [З], значит, у ребёнка сформированный фонематический слух.
Это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.
Публикация «Этапы формирования фонематического слуха» размещена в разделах
Фонематический слух способность выделять, воспроизводить различный звуки речи. Эта способность формируется у детей постепенно в процессе естественного развития. Ребенок начинает реагировать на любой звук со 2-4 – неделе от рождения, в 7-11 откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это период до фонемного развития речи.
К концу года слово начинает служить орудием общения. Приобретает характер языкового средства, и ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку.
Далее фонематическое развитие происходит бурно, постепенно опережая артикуляционные возможности, что и служит основой совершенствования произношения. Уже к концу второго года жизни ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.
В 2 года дети в норме имеют чистую фонематическом плане речь.
Но это явление встречается в практике довольно редко, чаще дети в 2-3 года заменяют акустически или артикуляционно сходные звуки, например, [ш] на [с], [р] [л] и д. т. При этом они не замечают своего неправильного произношения, путают близкие по звучанию слова, искажают слоговую структуру многосложных слов, с трудом воспроизводят скороговорки.
Однако правильное произношение в самостоятельной речи на всегда является показателем сформированного фонематического восприятия. Так, 5- летний ребенок на обследовании рассказал о своих игрушках, чисто произнося все звуки речи. Но некоторые задания по проверке фонематического восприятия, например, повтор трех близких по звучанию слов (бок-бык-бок, слоговых рядов с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости (па-ба-па) или мягкости-твердости 9ла-ля-ла, слов со сложной слоговой структурой (транспорт, фотографироваться) ребенок выполнил с многочисленными ошибками.
Это свидетельствует о том, что при внешне благополучной картине произношения формирование фонематического восприятия ребенка запоздало и не соответствует возрастной норме. Такое отставание проявляется и в произношении! Сможет ли ребенок в данном случае без специальной подготовки грамотно читать и писать? Конечно, нет.
Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательное влияние на становление звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
Выделяют следующие ошибки на уровне буквы и слога.
Ошибки, связанные с недоразвитием фонематических процессов
(замена букв) :
- парные звонкие и глухие согласные;
- мягкие и твердые согласные;
- лабиализованные гласные (У,О);
- заднеязычные согласные (К,Г,Х);
- сонорные (звонкие)согласные;
- аффрикаты (Ч,Щ);
Ошибки, связанные с недоразвитием звукового анализа и синтеза:
- пропуск букв и слогов;
- не дописывание букв и слогов;
- наращивание слов лишними буквами;
- перестановка букв и слогов.
Работу по развитию у детей способности воспринимать и дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапом.
1. Узнавание неречевых звуков.
В процесс специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти же занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы).
Неречевой слух – восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки.
Ребенок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая природные, бытовые, музыкальные шумы, голоса животных, птиц, людей. Полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализируя шуми только на слух, без опоры на зрение.
Есть упражнения, способствующие развитию неречевого слуха :
«Какие звуки нарушают тишину?»;
«Кто услышит больше звуков?»;
«Назови звуки групповой комнаты»;
«Назови звуки улицы»;
«Вспомни звуки леса, болота, луга»;
«Найди по звучанию такую же коробочку с крупой»;
«Жмурки с колокольчиком»;
«Ладушки»;
«Морзянка»;
«Чей голос?»;
«Солнце или дождик?»;
«Угадай по звуку, что делать?»;
Звучание музыкальных инструментов;
Песенки насекомых;
Голоса животных, птиц;
Звуки транспорта;
Звуки рабочих инструментов.
2. Различные высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз
Дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания слова.
Этим целям служат игры.
1. Всем хорошо известна сказка «Маша и три медведя».
Отрабатываются реплики от лица героев сказки:
«Кто сидел на моем стуле?»;
«Кто ел из моей чашки?»;
«Кто спал на моей постели?».
2. Взрослый предлагает ребенку определить далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо)
Дети кричат: «Ау!» (громко, тихо)
Кошка мяукает: «Мяу» (громко, тихо)
Лягушка квакает: «Ква» (громко, тихо)
3. На примере следующего упражнения можно проследить, как один и тот же звук можно произносить с изменением и эмоциональной окраской.
А – плачет, кричит девочка.
А – показывает горло врачу.
А – поет певица.
А- качает малыша.
А – девочка укололась иголкой.
О – удивилась мама.
О - стонет бабушка.
О - поет певица.
О – потягивается папа.
О – кричит охотник в лесу.
4. Еще одно упражнение направлено на изменение звуко-комплекса по высоте и силе.
Ребенку предлагается произнести «мяу» : громко (как будто кот сидит рядом и просит есть);
тихо (ко за дверью);
высоким голосом (маленький котенок);
низким голосом (старый кот).
3. Различение слов, близких по своему звуковому составу
Это слова, различающиеся одним звуком.
Начать работу нужно со слов простого звукового состава, постепенно переходя к более сложным.
Рифмуются ли следующие слова?
Лиза – коса;
Коза - дом;
Дом - ком;
Рак – бак.
Умение преобразовывать слова на этом этапе положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры.
4. Дифференциация слов
Ребенок уже подготовлен к тому, чтобы учиться различать слоги
Самые легкие для произнесения слоги: [ф], [в], [п], [б], [м].
Поэтому и начинать различать слоги лучше с элементарных комбинаций, включающих именно эти звуки.
Сюда можно отнести следующие упражнения.
1. Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога:
Та-та-та; па-па-па; ка-ка-ка;
Та-та-та; па-па-па; ка-ка-ка;
Та-та-та; па-па-па; ка-ка-ка
2. Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками:
Та-то-ту; но-ну-на;
Ты-та-то; бо-ба-бы;
Во-вы-ву; па-по-пы
3. Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками:
Ка-та-па; па-ка-та;
Ка-на-па; ка-фа-ха
4. Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости, по твердости-мягкости.
По два слога:
Па- ба; ва-фа;
Та-да ка-га
По три слога:
Па-ба-па; ка-га-ка;
Ба-па-ба; га-ка-га
Некоторые упражнения способствуют преодолению нарушений слоговой структуры.
Например: «какой слог лишний?».
Па-па-ба-па;
Мя-ма-ма-ма;
Ко-го-го-ко;
Са-са-ша-са.
5. Дифференциация фонем
Начинать работу надо с дифференциации гласных звуков, потому что их проще воспринимать, выделять и дифференцировать в словах.
Например,
Повторение сочетания гласных звуков:
1) Пл два:
[ао]; [ио];
[уа]; [иу];
[аи]; [ыи];
2) По три:
[аиу]; [оиы];
[иао]; [иоу] :
[уиа]; [иыо];
3) По четыре:
[аоуи]; [оуиы];
[иоуа]; [аоыу];
[иыоу]; [оауа].
6. Различение согласных
Эти упражнения направлены на выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке.
Игра «Поймай звук» (на примере [м]).
Педагог произносит разные звуки, слоги, слова, ребенок внимательно слушает.
Как только ребенок услышит звук [м], слог с [м] или слово с [м], он должен хлопнуть.
Примерный ряд звуков: [а], [с], [м], [к], [с], [м] …
Примерный ряд слогов: ап, ом, уп, ну, ма, му, мы…
Примерный рая слов: сад, нос, мак, кот…
На таком разнообразии игровых дидактических примеров постоянно поддерживается интерес детей в процессе формирования фонематического восприятия.
Последовательная, поэтапно выстроенная в систему работа позволяет перейти к наиболее важному завершающему этапу формирования фонематического восприятия - развитию навыков элементарного звукового анализа и синтеза.
Речезвуковой анализ подготовит дошкольника к правильному письму, в свою очередь синтез, т. е. объединения звуков в слоги и слова, будет способствовать успешному усвоению грамотного чтения.
Итак, сформировать фонематический слух – главное условие успешного обучения грамоте.
Учитель-логопед МБДОУ№ 118
Ярошенко Л. Ю.