Лучший педагог года

Этапы формирования фонематического слуха

Людмила Ярошенко
Этапы формирования фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы

Этапы формирования фонематического слуха.

Если ребенок слышит, как скрипнула дверь, отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, - у него все в порядке с физиологическим слухом.

Вот пятилетний дошкольник без ошибок раскладывает картинки в две стопки: в одну – с первым звуком [C], в другую - со звуком [З], значит, у ребёнка сформированный фонематический слух.

Это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.

Публикация «Этапы формирования фонематического слуха» размещена в разделах

Фонематический слух способность выделять, воспроизводить различный звуки речи. Эта способность формируется у детей постепенно в процессе естественного развития. Ребенок начинает реагировать на любой звук со 2-4 – неделе от рождения, в 7-11 откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это период до фонемного развития речи.

К концу года слово начинает служить орудием общения. Приобретает характер языкового средства, и ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку.

Далее фонематическое развитие происходит бурно, постепенно опережая артикуляционные возможности, что и служит основой совершенствования произношения. Уже к концу второго года жизни ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

В 2 года дети в норме имеют чистую фонематическом плане речь.

Но это явление встречается в практике довольно редко, чаще дети в 2-3 года заменяют акустически или артикуляционно сходные звуки, например, [ш] на [с], [р] [л] и д. т. При этом они не замечают своего неправильного произношения, путают близкие по звучанию слова, искажают слоговую структуру многосложных слов, с трудом воспроизводят скороговорки.

Однако правильное произношение в самостоятельной речи на всегда является показателем сформированного фонематического восприятия. Так, 5- летний ребенок на обследовании рассказал о своих игрушках, чисто произнося все звуки речи. Но некоторые задания по проверке фонематического восприятия, например, повтор трех близких по звучанию слов (бок-бык-бок, слоговых рядов с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости (па-ба-па) или мягкости-твердости 9ла-ля-ла, слов со сложной слоговой структурой (транспорт, фотографироваться) ребенок выполнил с многочисленными ошибками.

Это свидетельствует о том, что при внешне благополучной картине произношения формирование фонематического восприятия ребенка запоздало и не соответствует возрастной норме. Такое отставание проявляется и в произношении! Сможет ли ребенок в данном случае без специальной подготовки грамотно читать и писать? Конечно, нет.

Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательное влияние на становление звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Выделяют следующие ошибки на уровне буквы и слога.

Ошибки, связанные с недоразвитием фонематических процессов

(замена букв) :

- парные звонкие и глухие согласные;

- мягкие и твердые согласные;

- лабиализованные гласные (У,О);

- заднеязычные согласные (К,Г,Х);

- сонорные (звонкие)согласные;

- аффрикаты (Ч,Щ);

Ошибки, связанные с недоразвитием звукового анализа и синтеза:

- пропуск букв и слогов;

- не дописывание букв и слогов;

- наращивание слов лишними буквами;

- перестановка букв и слогов.

Работу по развитию у детей способности воспринимать и дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапом.

1. Узнавание неречевых звуков.

В процесс специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти же занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы).

Неречевой слух – восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки.

Ребенок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая природные, бытовые, музыкальные шумы, голоса животных, птиц, людей. Полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализируя шуми только на слух, без опоры на зрение.

Есть упражнения, способствующие развитию неречевого слуха :

«Какие звуки нарушают тишину?»;

«Кто услышит больше звуков?»;

«Назови звуки групповой комнаты»;

«Назови звуки улицы»;

«Вспомни звуки леса, болота, луга»;

«Найди по звучанию такую же коробочку с крупой»;

«Жмурки с колокольчиком»;

«Ладушки»;

«Морзянка»;

«Чей голос?»;

«Солнце или дождик?»;

«Угадай по звуку, что делать?»;

Звучание музыкальных инструментов;

Песенки насекомых;

Голоса животных, птиц;

Звуки транспорта;

Звуки рабочих инструментов.

2. Различные высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз

Дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания слова.

Этим целям служат игры.

1. Всем хорошо известна сказка «Маша и три медведя».

Отрабатываются реплики от лица героев сказки:

«Кто сидел на моем стуле?»;

«Кто ел из моей чашки?»;

«Кто спал на моей постели?».

2. Взрослый предлагает ребенку определить далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо)

Дети кричат: «Ау!» (громко, тихо)

Кошка мяукает: «Мяу» (громко, тихо)

Лягушка квакает: «Ква» (громко, тихо)

3. На примере следующего упражнения можно проследить, как один и тот же звук можно произносить с изменением и эмоциональной окраской.

А – плачет, кричит девочка.

А – показывает горло врачу.

А – поет певица.

А- качает малыша.

А – девочка укололась иголкой.

О – удивилась мама.

О - стонет бабушка.

О - поет певица.

О – потягивается папа.

О – кричит охотник в лесу.

4. Еще одно упражнение направлено на изменение звуко-комплекса по высоте и силе.

Ребенку предлагается произнести «мяу» : громко (как будто кот сидит рядом и просит есть);

тихо (ко за дверью);

высоким голосом (маленький котенок);

низким голосом (старый кот).

3. Различение слов, близких по своему звуковому составу

Это слова, различающиеся одним звуком.

Начать работу нужно со слов простого звукового состава, постепенно переходя к более сложным.

Рифмуются ли следующие слова?

Лиза – коса;

Коза - дом;

Дом - ком;

Рак – бак.

Умение преобразовывать слова на этом этапе положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры.

4. Дифференциация слов

Ребенок уже подготовлен к тому, чтобы учиться различать слоги

Самые легкие для произнесения слоги: [ф], [в], [п], [б], [м].

Поэтому и начинать различать слоги лучше с элементарных комбинаций, включающих именно эти звуки.

Сюда можно отнести следующие упражнения.

1. Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога:

Та-та-та; па-па-па; ка-ка-ка;

Та-та-та; па-па-па; ка-ка-ка;

Та-та-та; па-па-па; ка-ка-ка

2. Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками:

Та-то-ту; но-ну-на;

Ты-та-то; бо-ба-бы;

Во-вы-ву; па-по-пы

3. Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками:

Ка-та-па; па-ка-та;

Ка-на-па; ка-фа-ха

4. Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости, по твердости-мягкости.

По два слога:

Па- ба; ва-фа;

Та-да ка-га

По три слога:

Па-ба-па; ка-га-ка;

Ба-па-ба; га-ка-га

Некоторые упражнения способствуют преодолению нарушений слоговой структуры.

Например: «какой слог лишний?».

Па-па-ба-па;

Мя-ма-ма-ма;

Ко-го-го-ко;

Са-са-ша-са.

5. Дифференциация фонем

Начинать работу надо с дифференциации гласных звуков, потому что их проще воспринимать, выделять и дифференцировать в словах.

Например,

Повторение сочетания гласных звуков:

1) Пл два:

[ао]; [ио];

[уа]; [иу];

[аи]; [ыи];

2) По три:

[аиу]; [оиы];

[иао]; [иоу] :

[уиа]; [иыо];

3) По четыре:

[аоуи]; [оуиы];

[иоуа]; [аоыу];

[иыоу]; [оауа].

6. Различение согласных

Эти упражнения направлены на выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке.

Игра «Поймай звук» (на примере [м]).

Педагог произносит разные звуки, слоги, слова, ребенок внимательно слушает.

Как только ребенок услышит звук [м], слог с [м] или слово с [м], он должен хлопнуть.

Примерный ряд звуков: [а], [с], [м], [к], [с], [м] …

Примерный ряд слогов: ап, ом, уп, ну, ма, му, мы…

Примерный рая слов: сад, нос, мак, кот…

На таком разнообразии игровых дидактических примеров постоянно поддерживается интерес детей в процессе формирования фонематического восприятия.

Последовательная, поэтапно выстроенная в систему работа позволяет перейти к наиболее важному завершающему этапу формирования фонематического восприятия - развитию навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

Речезвуковой анализ подготовит дошкольника к правильному письму, в свою очередь синтез, т. е. объединения звуков в слоги и слова, будет способствовать успешному усвоению грамотного чтения.

Итак, сформировать фонематический слух – главное условие успешного обучения грамоте.

Учитель-логопед МБДОУ№ 118

Ярошенко Л. Ю.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду»Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду» Задачи: -Развивать у детей фонематический слух. -Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество. -Чётко произносить.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры для развития фонематического слуха Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Занятие по развитию фонематического слуха «Звук [И]» в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха «Звук [И]» в средней группе Цель: - Уточнение произношения [И] в словах и фразах; - развивать фонематическое восприятие и речевое дыхание; Оборудование: Игра «Чудесная.

Занятие по развитию фонематического слуха звука [Ш] в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха звука [Ш] в средней группе Цель: -Закрепить у детей правильное произношение звука [ Ш ]. -Развивать фонематический слух -Упражнять в образовании глаголов при помощи.

Занятие по развитию фонематического слуха «Звуки [А], [О], [У], [И]» в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха «Звуки [А], [О], [У], [И]» в средней группе Цель: - дифференциация гласных звуков в словах и фразах; - развивать фонематическое восприятие; Оборудование: Магнитная доска, предметные.

«Звуки [л]-[л’]». Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей 4–5 лет«Звуки [л]-[л’]». Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей 4–5 лет Цель: - Закрепить правильное произношение звуков л-ль в речи - Учить дифференцировать изучаемые звуки. Оборудование: картинки мальчик.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Этапы формирования фонематического слуха
Опубликовано: 18 августа 2022 в 20:51
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этапы формирования фонематического слуха» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Ярошенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД