Валерия Бочарова
Эстетическое восприятие детьми дошкольного возраста пейзажной лирики
▼ Скачать + Заказать документы
Эстетическое восприятие детьми дошкольного возраста пейзажной лирики.
Детское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы. Эмоционально – творческое настроение и эстетические чувства у дошкольников пробуждает поэзия разных стран. Тонко подмеченная и искусно воспетая автором в стихотворениях сущность природы помогает ребенку увидеть волнующую прелесть белоствольных березок, разноцветных лугов, дубрав, еловых хороводов и испытать радость сот прекрасных встреч с окружающим миром, пробуждает желание выразить свои чувства и переживания в своем рисунке.
Публикация «Эстетическое восприятие детьми дошкольного возраста пейзажной лирики» размещена в разделах
Российские психологи рассматривают эстетическое восприятие как эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства, а в дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность человека. У детей в дошкольном возрасте оно носит специфический характер, обусловленный возрастными особенностями, и отличающееся эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему, живым откликом при встрече с прекрасным и удивительным. Это проявляется в улыбках, жестах, мимике, в способности выделять главное в воспринимаемом явлении, дать ему эстетическую оценку.
Сопоставляя жизненные явления с их проявлением в поэзии, ребенок опирается, прежде всего, на собственный опыт. Он воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно, оказывая предпочтение одним объектам и явлениям перед другими, при этом он очень активен: все увиденное стремится потрогать, рассмотреть, обстоятельно обследовать со всех сторон и, конечно, по – своему ярко и образно охарактеризовать. Такое эстетическое восприятие природы вызывает у детей и чувство бережного, заботливого отношения к растениям и животным, стремление ухаживать за ними и любовь к ним. Примеры чуткого понимания природы и гуманного отношения к ней, дают поэты в своих произведениях, с которыми педагог умело, знакомит ребят.
Характеризуя особенности восприятия детьми дошкольного возраста стихов о природе, было отмечено зарубежными исследователями, что они воспринимаются труднее, чем стихи о каком – либо событии или факте. Объясняют они это отсутствием в пейзажной лирике фабулы, описания героев, развития действий, которые в значительной степени привлекают внимание и интерес дошкольника. Так как он не может поставить себя на место центрального образа, что характерно для восприятия ребенка, а поэтому должен искать пути для проявления активности. Также трудности восприятия стихов о природе обусловлены еще и тем, что у детей, особенно живущих в городе, мало знаний о явлениях природы и ее образах, поэтому они не могут активно привлекать свой опыт.
Эстетическое восприятие предполагает наличие широкого круга ассоциаций, возникающих на основе опыта. Чем больше ребенок накапливает знаний о природе, тем богаче и ярче становится его воображение.
А поэтическое слово помогает ребенку обобщить впечатления от наблюдений. Поэтому, в результате многократных повторений образов он начинает представлять такие признаки предметов и явлений, которые им ранее не воспринимались, т. е. поэтическая речь помогает узнать знакомый образ в новых вариациях.
Уровень психического развития ребенка 4 – 6 лет позволяет ему наглядно представить те конкретные предметы и факты, которые описываются в произведении и эстетически их оценивать. Но самостоятельно это сделать ему иногда сложно, поэтому здесь большую роль играет педагог, который уточняет и систематизирует детские впечатления, побуждает искать их четкие, меткие определения для выражения эстетических эмоций, чувств.
При организации работы по развитию эстетического восприятия детей педагог должен учитывать, что не каждое художественное произведение может быть использовано в этих целях. Стихи следует подбирать доступные и понятные детям по тематике, содержанию и языку.
Изобразительность как черта художественного образа помогает реально представить цвет, форму, пропорции, состояние, расположение предмета в пространстве.
Художественные образы, содержащиеся в том или ином стихотворении, должны побуждать детей к воспроизведению в своем рисунке впечатлений от стихотворения. Для этого следует использовать стихотворения мелодичные, звонкие, ритмичные, с четкой рифмой.
Существенное значение в произведениях, которые используются на занятиях по рисованию, имеет олицетворение в них природы. Одушевить природу в поэзии помогают метафоры. А эпитеты определяют различные тона, оттенки цвета. Художественные средства помогают передавать определенный колорит пейзажа.
Чтобы рисунок был выразительным, следует подчеркнуть какие – то индивидуальные особенности образа. Выразительные средства языка повышают и эмоциональное настроение маленького художника.
При знакомстве с опоэтизированной природой педагог должен дать детям возможность почувствовать прелесть, неповторимость природы, уяснить ее значение в жизни человека, научить сравнивать, как отражено одно и то же природное явление в разных поэтических строках.
Таким образом, эстетическое восприятие детьми пейзажной лирики способствует более глубокому познанию реальной действительности, природы, на котором базируется и все детское творчество. Так, в будущем, умело руководя процессом развития детского художественного творчества, учитывая возможности и интересы каждого ребенка, обогащая его умственную и духовно – эмоциональную сферу, педагог может добиться высоких результатов в комплексном решении программных задач эстетического воспитания.