Получи документы

Эстетическое восприятие детьми дошкольного возраста пейзажной лирики

Валерия Бочарова
Эстетическое восприятие детьми дошкольного возраста пейзажной лирики
▼ Скачать + Заказать документы

Эстетическое восприятие детьми дошкольного возраста пейзажной лирики.

Детское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы. Эмоционально – творческое настроение и эстетические чувства у дошкольников пробуждает поэзия разных стран. Тонко подмеченная и искусно воспетая автором в стихотворениях сущность природы помогает ребенку увидеть волнующую прелесть белоствольных березок, разноцветных лугов, дубрав, еловых хороводов и испытать радость сот прекрасных встреч с окружающим миром, пробуждает желание выразить свои чувства и переживания в своем рисунке.

Публикация «Эстетическое восприятие детьми дошкольного возраста пейзажной лирики» размещена в разделах

Российские психологи рассматривают эстетическое восприятие как эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства, а в дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность человека. У детей в дошкольном возрасте оно носит специфический характер, обусловленный возрастными особенностями, и отличающееся эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему, живым откликом при встрече с прекрасным и удивительным. Это проявляется в улыбках, жестах, мимике, в способности выделять главное в воспринимаемом явлении, дать ему эстетическую оценку.

Сопоставляя жизненные явления с их проявлением в поэзии, ребенок опирается, прежде всего, на собственный опыт. Он воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно, оказывая предпочтение одним объектам и явлениям перед другими, при этом он очень активен: все увиденное стремится потрогать, рассмотреть, обстоятельно обследовать со всех сторон и, конечно, по – своему ярко и образно охарактеризовать. Такое эстетическое восприятие природы вызывает у детей и чувство бережного, заботливого отношения к растениям и животным, стремление ухаживать за ними и любовь к ним. Примеры чуткого понимания природы и гуманного отношения к ней, дают поэты в своих произведениях, с которыми педагог умело, знакомит ребят.

Характеризуя особенности восприятия детьми дошкольного возраста стихов о природе, было отмечено зарубежными исследователями, что они воспринимаются труднее, чем стихи о каком – либо событии или факте. Объясняют они это отсутствием в пейзажной лирике фабулы, описания героев, развития действий, которые в значительной степени привлекают внимание и интерес дошкольника. Так как он не может поставить себя на место центрального образа, что характерно для восприятия ребенка, а поэтому должен искать пути для проявления активности. Также трудности восприятия стихов о природе обусловлены еще и тем, что у детей, особенно живущих в городе, мало знаний о явлениях природы и ее образах, поэтому они не могут активно привлекать свой опыт.

Эстетическое восприятие предполагает наличие широкого круга ассоциаций, возникающих на основе опыта. Чем больше ребенок накапливает знаний о природе, тем богаче и ярче становится его воображение.

А поэтическое слово помогает ребенку обобщить впечатления от наблюдений. Поэтому, в результате многократных повторений образов он начинает представлять такие признаки предметов и явлений, которые им ранее не воспринимались, т. е. поэтическая речь помогает узнать знакомый образ в новых вариациях.

Уровень психического развития ребенка 4 – 6 лет позволяет ему наглядно представить те конкретные предметы и факты, которые описываются в произведении и эстетически их оценивать. Но самостоятельно это сделать ему иногда сложно, поэтому здесь большую роль играет педагог, который уточняет и систематизирует детские впечатления, побуждает искать их четкие, меткие определения для выражения эстетических эмоций, чувств.

При организации работы по развитию эстетического восприятия детей педагог должен учитывать, что не каждое художественное произведение может быть использовано в этих целях. Стихи следует подбирать доступные и понятные детям по тематике, содержанию и языку.

Изобразительность как черта художественного образа помогает реально представить цвет, форму, пропорции, состояние, расположение предмета в пространстве.

Художественные образы, содержащиеся в том или ином стихотворении, должны побуждать детей к воспроизведению в своем рисунке впечатлений от стихотворения. Для этого следует использовать стихотворения мелодичные, звонкие, ритмичные, с четкой рифмой.

Существенное значение в произведениях, которые используются на занятиях по рисованию, имеет олицетворение в них природы. Одушевить природу в поэзии помогают метафоры. А эпитеты определяют различные тона, оттенки цвета. Художественные средства помогают передавать определенный колорит пейзажа.

Чтобы рисунок был выразительным, следует подчеркнуть какие – то индивидуальные особенности образа. Выразительные средства языка повышают и эмоциональное настроение маленького художника.

При знакомстве с опоэтизированной природой педагог должен дать детям возможность почувствовать прелесть, неповторимость природы, уяснить ее значение в жизни человека, научить сравнивать, как отражено одно и то же природное явление в разных поэтических строках.

Таким образом, эстетическое восприятие детьми пейзажной лирики способствует более глубокому познанию реальной действительности, природы, на котором базируется и все детское творчество. Так, в будущем, умело руководя процессом развития детского художественного творчества, учитывая возможности и интересы каждого ребенка, обогащая его умственную и духовно – эмоциональную сферу, педагог может добиться высоких результатов в комплексном решении программных задач эстетического воспитания.

Публикации по теме:

НОД в ОО «Художественно-эстетическое развитие» с детьми 6–7 лет «Весна-красна в гости к нам пришла!»НОД в ОО «Художественно-эстетическое развитие» с детьми 6–7 лет «Весна-красна в гости к нам пришла!» .

Опыта работы на тему «Ознакомление дошкольников 6-го года жизни с пейзажной живописью» Одно из незаменимых средств формирования духовного мира детей и пробуждения в них творческого начала является живопись. Живопись – это один.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Консультация «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста» 1 СЛАЙД Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО 2 СЛАЙД Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей.

Семинар-практикум для дошкольных работников «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: организация работы по обобщению опыта воспитателей и повышения уровня их компетенции. Форма проведения: семинар-практикум. Участники:.

Время и его особенности. Восприятие времени детьми разного возраста Время – очень сложный объект познания. Оно является философским понятием и рассматривается как форма существования материи, отражающая вечное.

Эстетическое восприятие пейзажной лирикиЭстетическое восприятие пейзажной лирики Детское творчество отражает окружающий мир, природу на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эстетическое восприятие детьми дошкольного возраста пейзажной лирики
Опубликовано: 20 декабря 2019 в 21:05
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эстетическое восприятие детьми дошкольного возраста пейзажной лирики» (включая файлы) размещена пользователем Валерия Бочарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД