Юлия Елтышева
Эстетическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье представлен опыт применения художественной литературы в процессе эстетического воспитания дошкольников. Проанализированы современные представления о эстетическом воспитании и его особенностях в дошкольном возрасте. Статья содержит данные о диагностическом исследовании уровня эстетического воспитания в дошкольном возрасте.
Публикация «Эстетическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Эстетические представления детей не являются врожденными, а развиваются с того момента, когда ребенок входит в социальное окружение. С приходом детей в дошкольное образовательное учреждение, ребенок подвергается всестороннему и гармоничному развитию под четким педагогическим руководством. Эстетическое развитие детей предполагает формирование у них эстетической культуры, восприятия, понятий, интересов, суждений, чувств, вкуса.
Эстетическое развитие детей дошкольного возраста происходит в рамках художественно-эстетического воспитания, которое, в соответствии с ФГОС ДО, предполагает развитие у воспитанников эстетического отношения к окружающему миру, формирование первоначальных знаний об искусстве и его видах, развитие понимания произведений искусства, развитие интереса к искусству, умения его понимать и наслаждаться им [10].
В руках педагогов детского сада находятся всевозможные средства и методы эстетического развития дошкольников, которое происходит в игровой, изобразительной, музыкальной, театральной, художественно-речевой деятельности. Однако, необходимо выделить художественно-речевую деятельность, воспитательные возможности которой в эстетическом развитии детей безграничны. Чтобы ребенок имел богатый внутренний мир, замечал прекрасное в окружающем мире его необходимо приобщать к произведениям художественной литературы, к искусству чтения. Книга на протяжении многих веков являлась первым источником духовного обогащения, эмоционального и умственного развития. Кроме того книга полна эстетическими богатствами, которые воздействуют на юного читателя.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска эффективных путей в эстетическом воспитании дошкольников, среди которых необходимо выделить художественную литературу.
Объект исследования: процесс эстетического воспитания дошкольников.
Предмет исследования: художественная литература как средство эстетического воспитания дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность применения художественной литературы в эстетическом воспитании дошкольников.
Задачи исследования:
1) проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования и выявить особенности эстетического воспитания дошкольников в процессе чтения художественной литературы;
2) выявит уровень эстетического воспитания у дошкольников;
3) проверить эффективность комплекса занятий с использованием художественной литературы в процессе эстетического воспитания дошкольников.
Гипотеза исследования: предполагается, что процесс эстетического воспитания дошкольников будет проходить успешно, если
обогатить предметно-развивающее эстетическую среду группы детского сада книжным уголком, иллюстрациями к художественным произведениям, фигурками сказочных героев, живописными произведениями;
разработать и провести комплекс занятий с применением чтения произведений художественной литературы.
Теоретической базой исследования стали труды, отражающие проблему эстетического воспитания дошкольников (Н. А. Ветлугина [1], Т. С. Комарова [6], Н. Н. Леонова [8], М. М. Рукавицын [9], В. Н. Шацкая [12]); труды известных ученых о роли художественного слова во всестороннем развитии и воспитании дошкольников (Н. С. Карпинская [5], М. М. Конина [7], Е. А. Флерина [11]); концептуальные разработки, освещающие особенности восприятия дошкольниками художественной литературы (А. В. Запорожец [3], Л. М. Гурович [2], Е. А. Флерина [11])
Методы исследования: теоретический анализ литературы, беседа, анализ продуктов деятельности, качественный и количественный анализ данных, педагогический эксперимент.
Экспериментальная работа осуществлялась на базе МБДОУ № 14 «Зернышко». В эксперименте участвовали дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) : 20 детей экспериментальной группы и 20 детей контрольной группы. Экспериментальная группа участвовала в опытно-экспериментальной работе по эстетическому воспитанию детей средствами художественной литературы, контрольная группа не принимала участие.
Методы исследования: беседа, анализ продуктов творческой деятельности, количественный и качественный анализ полученных данных.
Методики исследования:
1. Беседа по репродукции И. Левитана «Березовая роща» (Т. Г. Казакова) [4]. Цель – выявить уровень сформированности художественно-эстетических знаний и представлений у дошкольников.
2. Методика «Способность воспринимать красоту» (Н. Н. Леонова) [8]. Цель – выявить способность дошкольников воспринимать красоту как переживание чувства прекрасного, оценить характер эмоциональных проявлений на содержание произведения.
3. Анализ продуктов творческой деятельности (по Т. С. Комаровой) [6]. Цель – выявить особенности самостоятельной художественно-творческой деятельности дошкольников.
3
Рис. 1. Уровень сформированности когнитивного компонента эстетической воспитанности у дошкольников на констатирующем этапе
Анализ рис. 1 показывает, что основная часть детей экспериментальной группы (60%) и контрольной группы (65%) имеют средний уровень, у 15% детей обеих групп выявлен низкий уровень и у 25% детей экспериментальной группы и у 20% детей контрольной группы выявлен высокий уровень сформированности когнитивного компонента эстетической воспитанности дошкольников.
Дети имеют некоторые художественно-эстетические знания и представления, они смогли описать представленную картину. Однако дети не совсем точно отвечали на вопросы воспитателя, испытывали затруднения на вопросы: «Какие средства выразительности использовал художник?» и «Каких вы еще знаете художников, которые писали картины о природе?». Дети не смогли аргументировать свои ответы.
4
Рис. 2. Уровень сформированности перцептивного компонента эстетической воспитанности у дошкольников на констатирующем этапе
Анализ рис. показывает, что основная часть детей экспериментальной группы (50%) и контрольной группы (55%) имеют средний уровень, у 25% детей обеих групп выявлен низкий уровень и у 25% детей экспериментальной группы и у 20% детей контрольной группы выявлен высокий уровень сформированности перцептивного компонента эстетической воспитанности дошкольников.
Способность детей воспринимать красоту в картинах живописи развита недостаточно. Дети затрудняются определить настроение, эмоциональный фон произведения, делают после наводящих вопросов. Дети проявляли недостаточно чувств и эмоций при восприятии художественных картин, не достаточно испытывают сопереживания, не видят в произведении восторга, рассматривают спокойно, тихо, не хотят делиться впечатлениями, испытывают трудности в описании своих эмоций при восприятии художественного произведения. Основная часть детей испытывают сложности в описании цветовой палитры, затрудняются в установлении причинно-следственной связи при использовании цвета.
5
Рис. 3. Уровень сформированности практического компонента эстетической воспитанности у дошкольников на констатирующем этапе
Анализ рис. 3 показывает, что основная часть детей экспериментальной и контрольной группы (65%) имеют средний уровень, у 15% детей обеих групп выявлен низкий уровень, у 20% детей обеих групп выявлен высокий уровень сформированности практического компонента эстетической воспитанности у дошкольников.
Дети не полностью использовали графические материалы и средства, не достаточно проявили свои впечатления в процессе работы, нет аккуратности и целостности художественного образа, критерий выражен с незначительными помарками. Они неумело использовали основные изобразительные средства выражения замысла, различные техники и приемы в области изобразительного искусства.
Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы приводят к необходимости организации и проведения формирующего этапа, цель которого проведение комплекса занятий с применением художественной литературы.
Задачами формирующего этапа стали следующие:
формировать художественно-эстетическое восприятие, сознание, вкус, потребности;
развивать эмоционально художественно-эстетические переживания, чувства; формировать умения соотносить свое настроение с цветовыми образами;
развивать художественно-эстетическую активность, самостоятельность, инициативность, проявляющуюся в изобразительной деятельности; способствовать тому, чтобы в рисунке дети передавали свое отношение к изображению;
познакомить с творчеством русских поэтов, создающие произведения о природе;
побуждать детей высказывать свое личное мнение по поводу увиденного и услышанного;
обогатить предметно-развивающую среду в рамках художественно-эстетического воспитания.
Таким образом, в конце экспериментальной работы в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика в развитии эстетической воспитанности. У детей улучшились художественно-эстетические знания и представления, ответы на вопросы воспитателя стали более полными и точными, дети научились аргументировать свой ответ. У детей увеличилась способность воспринимать красоту, правильно определять общий эмоциональный фон, настроение произведения. Дошкольники проявляли больше эмоций при восприятии картин, они могли описать свои переживания. Дошкольники проявляли живой интерес к репродукциям, беседовали с воспитателем, делились впечатлениями. Дети стали проявлять творчество в изобразительной деятельности, их рисунки стали оригинальными, они стали умело использовать основные изобразительные средства выражения замысла, использовать различные техники и приемы в области изобразительного искусства.
Список литературы.
Ветлугина, Н. А. Система эстетического воспитания в детском саду /Н. А. Ветлугина. – М. : Юрайт, 2015. – 72 с.
Гурович, Л. М. Ребенок и книга: книга для воспитателя дет. сада / Под ред. В. И. Логиновой. – М. : Академия, 2012. – 214 с.
Запорожец, А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избр. псих. труды Т. 1. / А. В. Запорожец. – М. : Владос, 2006. – 166 с.
Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества /Т. Г. Казакова. – М. : Проспект, 2016. – 112 с.
Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст) / Н. С. Карпинская. – М. : Педагогика, 2014. – 143 с.
Комарова, Т. С. Школа эстетического воспитания / Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 352 с.
Конина, М. М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста /М. М. Конина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М., 2000. – С. 485 – 497
Леонова, Н. Н. Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников. Парциальная программа /Н. Н. Леонова. – СПб. : ООО Детство-Пресс», 2014. – 208 с.
Рукавицын, М. М. Эстетическое воспитание детей /М. М. Рукавицын. –М. : Академия, 2012. – 432 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2013. – 26 с.
Флерина, Е. А. Художественное рассказывание детям. Художественное слово дошкольникам /Е. А. Флерина. – М. : Академия, 2012. – 256 с.
Шацкая, В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе /В. Н. Шацкая. – М. : Академия, 2017. – 184 с.