Екатерина Хаматдинова
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста по средствам приобщения к культуре и искусству родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка, приобщении его к миру культуры и искусства, общечеловеческих ценностей является главной задачей в нравственно эстетическом воспитании подрастающего поколения.
Ребенок познает окружающим мир с большим интересом, в особенности то, что непосредственно на него не воздействует: искусство, музыка, закономерности природного состояния, животные, и многое другое. Поэтому у детей в раннем возрасте очень активно работает воображение, где они переносят воображаемые образы в творческую деятельность. Именно с малых лет необходимо прививать интерес и любовь к искусству родного края.
Публикация «Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста по средствам приобщения к культуре и искусству родного края» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю, любви к Родине является одной из главных задач нравственного эстетического воспитания детей. Педагогика, в наше время, считает необходимым начинать воспитание нравственных чувств с раннего детства. Детям 5- 7 лет дошкольная педагогика определяет содержание патриотических чувств как желание больше узнать о своей стране, ее народах, как проявление любви и уважения к людям разных национальностей, интереса к некоторым историческим событиям. Также элементарное понимание общественной значимости труда людей, желание принять в нем посильное участие, бережное отношение к родной природе, умение видеть и беречь ее красоту, доступное участие в происходящих вокруг событиях общественной жизни. Важным условием в воспитания начал нравственно эстетических чувств является ознакомление детей с общественной жизни и организации их деятельности, направленной на формирование общественных мотивов поведения.
Развитие личности ребенка-дошкольника как носителя национальной культуры, возможно при знакомстве с традициями и обычаями своего народа, родной культурой, произведениями художественной литературы и искусства. Познавая прошлое, многовековую мудрость, исторический опыт, традиции, мы лучше узнаем самих себя, свои живительные корни. Это позволит полнее осознать свою уникальность, глубже понять свой внутренний мир и разумнее строить свою жизнь, что становится все более актуальным в наши дни.
В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование эстетических чувств. Народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку. Произведения народного творчества могут служить эффективным средством формирования положительного, эмоционально окрашенного отношения к разным сторонам общественной жизни, воспитания любви к родному краю при следующих условиях:
Если ознакомление с народным творчеством входит составной частью в общую систему ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни;
Если осуществлен отбор произведений народного творчества, в наибольшей степени способствующих воспитанию начал патриотических чувств;
Если у детей сформировано умение различать некоторые специфические и общие черты в творчестве разных народов.
При отборе произведений народного творчества необходимо руководствоваться общими принципами: Соответствие задачам ФГОС; Доступность по форме и содержанию, привлекательность, яркость и эмоциональная насыщенность. Кроме этого, в произведениях должны найти отражение специфические черты искусства родного края. Образное восприятие пословиц, сказок углубляется, если одновременно идет ознакомление детей с декоративными изделиями народного быта, национальным костюмом. И наоборот: восприятие произведений декоративного искусства углубляется, когда оно сопровождается приобщением к малым формам поэтического творчества, отображающим народный быт, обычаи и традиции.
Ведущими задачами при этом являются:
Обогащение знаний детей о народном искусстве;
Подведение детей к пониманию роли искусства в жизни человека;
Формирование умения отмечать своеобразие искусства родного края, его характерные особенности, а также общие черты.
Эстетическая ценность произведений искусства : нарядность, красота, яркость, привлекательность, утилитарное значение декоративных изделий. Серия общеразвивающих ситуаций по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством русского народа поможет подвести детей к пониманию : самобытности, своеобразия русского народного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); связи содержания орнамента с окружающей природой; связи искусства с бытом и жизнью народа; преемственности традиций народного искусства. Для того, чтобы обеспечить перенос знаний в самостоятельную деятельность, необходимо формировать конкретные умения и навыки воспроизведения характерных особенностей народных узоров (мотив, композиция, цветовое решение). У детей необходимо формировать приемы рисования и вырезывания простейших элементов русского орнамента. Необходимо уделять внимание различным творческим заданиям, которые ставят детей перед необходимостью применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности. Таким образом, самостоятельная деятельность детей будет строиться на основе полученных знаний и в то же время требовать новых. Создается система зависимостей полученных знаний и деятельности, которая обеспечивает переход на новый этап. Все это становится предпосылкой воспитания устойчивого интереса к народному искусству, понимания его ценности и необходимости для людей, формирования чувства симпатии к народу — творцу талантливых произведений. Посредством сказок дети знакомятся с жизнью народа в прошлом. Это определяет и методику занятия: включение в беседу по произведению. Особое значение имеет приобщение детей к волшебным и героическим сказкам. Идейное содержание этих сказок — подвиги героев во имя освобождения родной земли, своего народа от зла и насилия, от врагов и чужеземных захватчиков — способствует раскрытию идей патриотизма, лучшему пониманию детьми художественных произведений о подвигах русских воинов. Чтобы дети не только поняли произведение, но и прочувствовали его.
Художественно-эстетическое развитие ребёнка имеет неоценимое значение для разностороннего развития личности ребёнка, позволяет детям передавать то, что они видят в окружающем мире, то, что их волнует и вызывает определённые чувства и эмоции. Развитие способности ребёнка к художественно-эстетической творческой деятельности составляет одну из важнейших задач развивающее-воспитывающего обучения человека, в результате реализации, которой создаются благоприятные условия для развития эмоционально-положительного восприятия искусства, способствующего формированию эстетического отношения к окружающему миру.
В заключение, ознакомление с родным краем с помощью разнообразных видов деятельности, создает неповторимую среду, которая действует на воображение и формирует индивидуальность ребенка, определяя его жизненный путь и душевные устремления. Ребенок познает не только свой край, но и откликается на события окружающего мира, выражает свое отношение к ним.
Список использованных источников
Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. – Электрон. дан. –Доступ из информ. -правовой системы «Консультант Плюс».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : действует с 01 января 2014 г. – Москва : Перспектива, 2014. – 32 с.
Белая, К. Ю. и др. Интеграция как основной инструмент создания новой модели ДОУ [Текст] // Управление ДОУ. – 2003. - № 4.
Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников [Текст] : учебное пособие / В. И. Волынкин. – Ростов-на-Дону: Феникс,2007. – 441 с.
Давыдова, О. И. Технология организации контакта и взаимопонимания между педагогами и родителями детей дошкольного возраста в новых социальных условиях [Текст]// Психолого-педагогические проблемы современного образования: сборник научных статей. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001. – С. 119–128.
Дошкольная педагогика : эстетическое воспитание и развитие [Текст] : учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. – 2-е изд. ,испр. и доп. – Москва : Изд-во Юрайт, 2016. –185 с.
Затеева, Е. В. Малыш в мире искусства родного края : учебно-методический комплекс по художественно-эстетическому образованию дошкольников/ Е. В. Затеева. – Барнаул: АКИПКРО, 2010. – 124с.
Комарова, Т. С. Программа эстетического воспитания детей 2–7 лет [Текст]/Т. С. Комарова, А. В. Антонова, Н. Б. Зацепина. – Москва: Педагогическое общество России,2005. – 128с.