Акматова Айнура Асанкуловна
Эссе «Жизнь в педагогической профессии — это неустанный труд души. Работа с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
XXI век можно назвать временем переосмысления человеком своего места и роли в мире. Наблюдается тенденция развития таких процессов, как осмысление толерантности к людям с ОВЗ и развитие инклюзивного образования. В последние годы в России ведется активная политика по внедрению инклюзивного образования, которое находится под пристальным надзором общества и активно входит в нашу культуру. В рамках инновационной образовательной модели «Инклюзивный детский сад» в МКДОУ "Детский сад № 491 "Лучики" города Новосибирска, функционируют наряду с общеобразовательными и комбинированными группами, две ресурсные группы для детей с РАС, лекотека и для детей с ТНР. На протяжении нескольких лет специалистами детского сада ведется работа по всестороннему развитию детей с ОВЗ. Стоит отметить, что на всяком пути реализации проекта, педагогическому коллективу приходится сталкиваться с различными сложностями и трудностями при достижении поставленных целей и задач.
Публикация «Эссе „Жизнь в педагогической профессии — это неустанный труд души, Работа с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей с ОВЗ, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для тех, кто в них нуждается. Инклюзия сближает образовательные системы; она должна помочь ребенку с ОВЗ вывести его на такой уровень психофизического развития, который даст ему возможность адаптироваться и социализироваться в обществе.
Не менее важна и фигура воспитателя, ведь именно он реализует систему образования ребенка. Воспитатель, либо блокирует ситуацию инклюзии, либо преодолевает свои убеждения, экспериментирует, ищет новые методы, приемы и формы организации занятий с ребенком, имеющим ОВЗ.
Каждый день я задаю себе вопрос, почему я приняла решение и теперь работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Работая воспитателем на комбинированной группе, много лет, я поняла, одну важную истину, что педагогами не становятся — ими все таки - рождаются. Это люди, которые в душе всегда остаются детьми. Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в мире детства, сказки. Воспитатель строит дом, имя которому – человек! И еще: «Чтобы озарять светом других – нужно носить Солнце в себе»
Лучше понять таких детей может только тот, кто имел тесный опыт общения с ними. Мой опыт общения с такой категорией детей, начался задолго до того, как я пришла и приняла решение, посвятить себя таким деткам, а именно более пяти лет. Я присматривалась, в свободное от работы время приходила ним в гости в группы. Во мне боролись, два чувства - за и против.
Опыт моих коллег на практике показал, работая на группе, более одного года, происходило эмоциональное выгорание, были и такие, которые ставили «крест» на своей педагогической карьере. Именно этот фактор, вызывал у меня чувство – «против». «За» - кто, если не я?
Общаясь с ними, ведя многолетнее наблюдение, я поняла одно - этих замечательных детей, надо понимать, понимать, о чём они думают, даже если они не скажут мне ни слова. Понимать и принимать смысл некоторых их поступков, так, как если бы я была на их месте. Мне до боли обидно бывает за тех людей, которые не понимают, что все люди одинаковы, и их нельзя делить на категории - нормальных и не нормальных!
На ум приходит высказывание Л. С. Выготского: «Дефектным ребёнка делает не его дефект, а отношение общества к нему и его собственное отношение к самому себе».
Каждый ребёнок уникален, индивидуален и особенный. Каждая категория детей с ОВЗ нуждается в индивидуальном подходе, обеспечить который можно только общими силами. Инклюзия становится модным явлением в современном обществе однако необходимо помнить и понимать, что веяния моды не должны вредить детям – как развивающимся нормально, так и с трудностями в развитии. Инклюзия не должна делить детей на «здоровых и больных» - дети так не делятся. Инклюзия призвана объединить детей в едином образовательном и воспитательном пространстве и дать им столь необходимую возможность расти и развиваться в справедливом обществе, не акцентирующем внимание на их недостатках, а создающем условия для преобразования их в достоинства – такие важные и значимые для «особого» ребенка.
Главным приоритетом в моей работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом психики и здоровья каждого отдельно взятого ребенка. Акцентирую свое внимание на социальной адаптации детей, ведь им еще сложнее выжить в современном мире. Все время пытаюсь оценить, комфортно ли моим подопечным. Прежде всего, я стараюсь быть для детей другом, к каждому найти свой подход, понять индивидуальность каждого, чтобы не только дать им новые знания о жизни, но и воспитать положительное отношение к окружающему их миру, к самому себе.
Для меня в целом работа и жизнь в педагогической профессии - это неустанный труд души. Каждый день имею дело с разными характерами. Порой, бывает трудно, и даже очень. Иногда просто опускаются руки, но стоит ребенку мне улыбнуться и все, ты понимаешь, что просто не в силах их предать.
С детьми с ОВЗ может работать не каждый, а только тот, кто сможет понять, полюбить таких детей, кто ответственен, терпелив, обладает знаниями, мастерством и творческим потенциалом. Это ответственная работа вдвойне, это не просто профессия, это особое предназначение, особый склад души.
Работа с особенными детьми заключается не только в работе с ними, но и с их родителями. Они, нуждаются в особом внимании и понимании, но не в жалости. Потому что, жалость не лучшее качество по отношению к ним, это сильные и стойкие духом родители, у которых можно поучиться многому!
Буду честна, не знаю, что будет завтра, насколько меня хватит, а сегодня могу сказать:
«Я благодарна судьбе, что имею возможность посвятить себя воспитанию особенных детей. Я – Воспитатель! Я горжусь этим!»
Спасибо за внимание!