Елена Токарева
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Для чего мы рождаемся на свет? В чём наше предназначение? Наверное, каждый из нас задаёт себе этот вопрос. И порой мы всю жизнь ищем ответ на него. Как понять нашёл ты своё место в жизни, выбрал ли ты правильно тот путь, по которому готов идти всю жизнь. Идти, не сворачивая с него ни при каких обстоятельствах. Что повлияло на этот выбор - природная склонность к какой-то деятельности или, как часто говорят судьба.
У всех это происходит по-разному. Вот так и оказываешься в том или ином месте сам того, не ведая, а нужно ли тебе это, понимаешь только сердцем, что стучит в груди. От того какую профессию ты выбрал, легла она тебе в душу, зависит мир твоего благоденствия.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Мой путь к профессии воспитателя был долгим, хотя я со школы мечтала работать с детьми. Может так сложились обстоятельства моей жизни, или судьба решила показать мне правильность моего желания, предоставив возможность сначала поработать в других сферах деятельности. Затем повернула мой путь к профессии воспитателя детского сада. Тем самым жизнь подарила мне великое счастье – каждый день видеть их – пытливых, мыслящих, разных детей. Каждый день общения с ними приносит радость и душевное удовлетворение. Я думаю – что педагогика это не просто мое призвание, это потребность моей души.
Начинать всегда трудно. Вспоминаю, как страшно было от неизвестности, от неумения, от того, что многого не понимала. Был и страх, и растерянность, и паника, и слёзы… Но ведь опыт сразу не приходит. Однако главное, что было осознано, - это требование порядочности, трудолюбия, ответственности, доброжелательности и бесконечного терпения. Рабочие будни сменяли сессии. Постепенно, нарастающий личный опыт подкреплял многолетний опыт мастеров педагогического дела, знатоков детских сердец – воспитателей нашего детского сада, посвятившие всю свою жизнь детям.
Учась у них, я поняла главное: задача воспитателя стоит не в том, чтобы дать им как можно больше знаний, а в том, чтобы наладить эмоциональный контакт, поддержать ребенка, вникнуть в его психологическое состояние. От этих первых контактов будет, в основном и зависеть результат педагогической работы.
Так что же такое воспитатель детского сада? Конечно же, человек! Человек, воспитывающий детей, любящий их, и поэтому он и они счастливы. Доброта и милосердие должны быть присуще любому человеку, а тем более воспитателю, так как его авторитет складывается от его отношения к делу и профессии вообще. Воспитатель как гончар, в руках которого мягкая, податливая глина превращается в изящный сосуд. Но самое главное, чем этот сосуд будет наполнен. И задача воспитателя заполнить этот сосуд добром, милосердием, творчеством, знаниями, умениями и навыками, что бы этот сосуд нес не только красоту, но и был полезным и востребованным для нашего общества. К. Д. Ушинский писал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет вас». А счастливого воспитателя сразу видно - он живёт в среде детей, понимает их потребности, налаживает контакты с их родителями, вдумчиво относится ко всему, что окружает его, стойко переносит невзгоды беспокойной педагогической жизни. Труд воспитателя может быть трудным, нелёгким, отнимающий порой всё и физические и моральные силы, но рутинным, неинтересным его не назовёшь.
Если задуматься над словом воспитатель, что оно означает? Слово без приставки «вос» звучит как - «питание». Приставка «вос» меняет его значение. Как ребёнок не может выжить без питания, так он не может выжить и без хорошего воспитания, без умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми.
Воспитатель — человек, питающий душу, сердце ребенка, его сознание, способствующий росту лучших человеческих качеств и формирующий его внутренний мир. Как сказал В. А. Сухомлинский «Наш важнейший педагогический инструмент - умение глубоко уважать человеческую личность в своём воспитаннике. Мы этим инструментом призваны творить очень нежную, тонкую, вещь: желание быть хорошим, стать сегодня лучше, чем вчера. Это желание не возникает само по себе, его можно только воспитать». Значит, воспитателю необходимо научить детей любить себя и всех, кто их окружает, помочь преодолеть все страхи и тревоги. Конечно, всё выше сказанное невозможно без общения. Без общения человек одинок. Умение общаться - основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредства других людей. Умение делиться игрушками, уступать, прощать; сеять добро, милосердие, любовь ко всему живому.
Воспитатель для детей - учитель, который всё знает, всему учит, и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймёт и поможет в трудную минуту. Для этого воспитателю необходим жизнерадостный и веселый характер, если сердиться, то не долго, избегать монотонности, скуки, поэтому воспитатель должен разумно чередовать обучение, отдых, игры, чтобы дети не скучали. Всегда должен оставаться интересным для своих детей. Важно не стать скучным взрослым, быть всегда «чуть-чуть» ребёнком, уметь учиться у детей их видению мира, их наивности. А как важно уметь вместе смеяться, думать, чувствовать!
Каждый ребенок уникальная личность, имеющая врожденные творческие задатки. Моя задача преобразовать эти творческие задатки в творческие способности, используя разнообразные виды детской деятельности. Я хочу, чтобы мои воспитанники были открыты, добры, искренни, чтобы выросли сильными, творческими людьми. Я учу детей удивляться и удивлять, учу радоваться жизни и дарить радость другим. Мне важно, чтобы дети радовались каждому дню проведенному в детском саду и чтобы каждый день превращался для них в день радости и счастья.
Хороший педагог, по-моему, должен заботиться не только об условиях жизни ребёнка, но и о душевном комфорте его родителей. Гармоничное развитие ребёнка без активного участия их родителей вряд ли возможно. Не вызывает сомнений, что при нынешней занятости родителей, без помощи воспитателя семейное воспитание осуществить очень трудно. Поэтому, я всегда стараюсь оказывать всестороннюю помощь родителям в воспитании личности ребёнка, индивидуально обращаясь к проблемам каждой семьи. Вместе мы радуемся успехам детей, вместе решаем трудности в воспитании и обучении. Главная задача - убедить родителей в необходимости совместной работы семьи и детского сада. Я пытаюсь вспомнить, когда же установилось глубокое взаимопонимание с родителями, и не могу определить это время – оно шло вместе со становлением моей личности как воспитателя, с осознанием моей роли в жизни детей.
В своей работе я руководствуюсь следующими принципами:
• Относись к детям так, как бы ты хотела, чтобы они относились к тебе
• Я не всезнайка. Поэтому постоянно учусь сама, чтобы научить других
• Я давно рассталась с детством, но позволяю детям учить меня тому, что знают и умеют они
• Стремлюсь принимать детей такими, какие они есть
На земле каждый день рождаются дети и мы воспитатели, помогаем им стать теми, кем они хотели бы быть. Назвать легкой работу воспитателя нельзя. Это кропотливый ежедневный труд, на мне лежит огромная ответственность за здоровье, жизнь и воспитание маленького человека.
Я всё больше убеждаюсь, что я выбрала правильный профессиональный путь. Счастливые лица и улыбки моих детишек, благодарность родителей – вот тому подтверждение.
Возможно, мне не суждено совершить подвиг, сделать великое открытие, мне это и не важно. Мне важно, что люди доверили мне самое дорогое, что у них есть - своих детей, которые вырастут и непременно внесут свой посильный вклад во благо нашей Родины, а кто-то из них может быть станет знаменитым и даже совершит подвиг. А я буду знать, что в этом есть и моя заслуга, так как я наполнила сосуд каждого своего воспитанника своим трудом, любовью, частичкой души и сердца.
Токарева Елена Викторовна,
воспитатель МБДОУ "ДС №251 г. Челябинска"