Вера Бурцева
Эссе «Я — педагог»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Я — педагог»
Любите ли вы сказки? Наверное, нет ни одного человека, который бы дал отрицательный ответ. Сказка сопровождает нас с колыбели. Сначала заботливая мама рассказывает её, потом мы сами читаем. Сказка с нами до тех пор, пока мы в неё верим, пока мечтаем.
Датский прозаик и автор всемирно известных сказок для детей и взрослых Г. Х. Андерсен считал, что «нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь».
Если подумать, то жизнь каждого человека похожа на сказку: волшебную или бытовую – не важно. Главное, что мы сами являемся её творцами, сами можем создавать и менять сюжет.
Публикация «Эссе „Я — педагог“» размещена в разделах
Моя жизнь-сказка еще короткая, но уже насыщена разными волшебными превращениями. «Какими»? – спросите вы. Начнём сначала, с детства, правда, без сказочного зачина.
В детском саду ещё в старшей группе я хотела быть воспитателем. Играть с детками, учить их плавать в бассейне и никогда не заставлять рисовать и делать аппликации. Мне это не нравилось самой, потому что не получалось так красиво и аккуратно, как у других. Мечтала поскорее повзрослеть, наверное, как и все дети.
Время шло. Как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. В школе, забыв про детский сад, мечтала учить детишек письму, счёту, представляла, что буду ставить двойки ленивым и непослушным ученикам, а прилежным и старательным – только «4» и «5». Окончив школу, не задумываясь, что могут быть другие варианты, поступила на … филфак. Вот это поворот сюжета! Вернулась в школу уже учителем.
Действительно, всё, как в сказке, повторяется, только роли меняются.
Всего за несколько лет я успела попробовать себя и в роли учителя начальных классов (как и мечтала, и вернуться в детский сад, став воспитателем (все мечты сбываются). После этого даже не сомневаешься, что жизнь похожа на сказку, что возможно всё, даже то, о чём не подозреваешь.
Только здесь, в детском саду, я почувствовала себя, как дома: уютно, тепло (не только физически, но и душевно, спокойно. Да, не удивляйтесь, я не оговорилась. Спокойствие – это внутреннее состояние, которое испытываешь, чувствуя, что ты на своём месте. Это очень важно для каждого из нас. При всей сложности работы, непредсказуемости ситуаций, насыщенности событиями в детском саду я почувствовала, что живу, что кому-то необходима, радуясь первым победам и достижениям детей. Я не про конкурсы, а про жизненно важные для детей успехи: получился шар из пластилина, впервые нарисовал бабочку. И этих побед каждый день много, и я счастлива, что в этом – частичка моего труда.
Казалось бы, вот он – счастливый конец! Живи и радуйся, и наслаждайся. Но, как сказал Валерий Афонченко, «когда сказка становится былью, придумываешь новую, более несбыточную». Я придумала. Помните «Сказку о рыбаке и рыбке» : «Не хочу быть…» Нет! У меня не так! Я не хотела остаться у разбитого корыта, да и работа воспитателя мне по душе, по нраву. Просто, захотела попробовать свои силы в качестве старшего воспитателя.
В нашей работе важно верить в себя, свои силы, не бояться ошибаться, а бояться бездействовать. И я смело окунулась в водоворот событий, которых бесконечно много в детском саду, и старшему воспитателю необходимо успевать участвовать в них, быть в центре событий не только самому, но и вводить педагогов, поддерживая и помогая, убеждая в своих силах и возможностях.
Я стараюсь, чтобы педагогам было интересно. Ведь это в моих силах. Мы составляем пожелания и предложения на будущий год: что интересно, что скучно, что сложно, чем хотелось бы поделиться, что хотелось бы узнать.
Жизнь в саду всегда полна сюрпризов: заболела Снегурочка, срочно нужна замена; пригласили на конференцию, необходимо быстро подать заявку и подготовить материалы для выступления; или объявили конкурс рисунков и поделок, создаём работы.
Нам, педагогам, это нравится, мы всегда готовы с головой окунуться в работу, словно пчёлки в улье постоянно жужжим и трудимся.
По-другому я свою жизнь не представляю. Наверное, было бы скучно без этого стремительного темпа, без ощущения, что ты бежишь и постоянно не успеваешь, опаздываешь.
Но, не смотря на стремительный ритм жизни, успеваю наслаждаться прекрасными, действительно сказочными моментами жизни в саду: какая игра-драматизация получилась в старшей группе! Какая фантастическая осенняя выставка рисунков и поделок! Какое увлекательное путешествие с детьми совершил воспитатель! Как горели глаза у педагогов на мастер-классе!
Значит, мы не зря живём, не зря пришли в этот мир, в детский сад.
Предназначенье каждого из нас – быть нужным, полезным для других. Помните маленького принца?
И это ощущение необходимости я испытываю только здесь, в детском саду.
Даже иногда свободные выходные, не занятые планами о работе, мысленно возвращают меня в детский сад. Что сделать интересного на следующей неделе?
Я хочу, чтобы дети, родители и педагоги с удовольствием шли, даже торопились в детский сад, зная, что их ждёт что-то увлекательное, волшебное, что не будет скучно.
И на пороге сада их удивят волшебные шары с поздравлениями ко Дню знаний; откроет двери музыкальный зал, похожий на сказочный лес; в группе будут ждать новые диафильмы и лэпбуки; увлечёт многообразием материала мини-музей; помогут попасть в притягательный мир «взрослой» жизни центры сюжетно-ролевых игр; поманят совершить первые научные открытия центры экспериментирования, в раздевалке родителей встретит новая познавательная информация на красочном панно. Возникли вопросы, а воспитатель занят с детворой или неудобно спросить? Напиши, положи записку в почтовый ящик – поможем, подскажем, поддержим.
Вы скажете: «Это всё для детей и родителей, а что для педагогов? Старшие воспитатели совсем замучили их совещаниями, собраниями, семинарами». Да, всё это есть. Но не так скучно и серо, как кажется.
Помните, сказку В. Сутеева «Петух и краски». Петух ходил нераскрашенный, и только после помощи красок про него сказали, что он настоящий Петух! Так и я стараюсь быть настоящим старшим воспитателем, делая яркой, разноцветной не только жизнь детей и родителей, но и педагогов. Сомневаетесь? Зря! Наши педсоветы проходят в форме выпусков программы «Новости», в виде ярмарки педагогических идей, с элементами аукциона, с деловой игрой или с дискуссионными качелями. Мастер-классы и семинары не нагружают скучной теорией и практикой, а заманивают в необыкновенный мир творчества, становятся частью дальнейшей работы педагога.
Вот такая моя жизнь-сказка: интересная, непредсказуемая, стремительная. Но именно такая мне нужна, и пока новую сказку-мечту придумывать не хочу!