Валентина Максимовна Фоминых
Эссе-высказывание «Познание начинается с удивления»
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе чтения литературы я часто наблюдаю афоризмы, мысли и фразы, известных философов и мыслителей, которые и в современное время сохраняют свою актуальность. Читая такие фразы, я начинаю задумываться, согласна ли я с данным высказыванием или нет. Такие же размышления у меня вызвало философское высказывание Аристотеля: «Познание начинается с удивления». Для меня его смысл заключается в том, что процесс познания начинается с факта или явления, которое вызывает в нас эмоциональный отклик, внимание и интерес, мы начинаем углублять знания и расширять мировоззрение в познание из-за чего так произошло и что этому способствовало.
Публикация «Эссе-высказывание „Познание начинается с удивления“» размещена в разделах
Удивление является первым шагом к познанию, потому что это означает, что в мире есть то, что мы еще не знаем и не понимаем. Мы задаемся вопросами и ищем ответы, стремимся прийти к пониманию этого удивительного явления, факта или опыта. Благодаря любознательности и интересу, которые позволяют нам идти дальше и искать объяснения.
Детство — такое время, когда все воспринимаешь по-другому… вся повседневность и обыденность в новинку… все интересно… но с возрастом все надоедает… (Джон Брэдшоу)
Дети — это самые любопытные создания с младенчества. В них таится кладезь энергии, желания и возможностей познавать новое. Детям интересен и любопытен весь мир, у них всегда есть вопрос, и не один, на совершенно разные темы. В мире все удивительно, и сама по себе жизнь глазами ребёнка является чудом, не зная, какое открытие ждет его завтра.
Взрослого не удивить тем фактом, что салфетка набухнет от воды и увеличится в размерах, цветная соль, растворяясь, окрасит воду, после дождя черви из земли выползают на поверхность. Взрослея, мы перестаем замечать удивительное вокруг нас, оно становится обыденным, а дети еще только познают все красоты нашего мира, удивленные с интересом, раскрывают, познают его таинства.
Демонстрируя материал, я всегда стараюсь добавить в него креатив и творчество, чтобы удивить и заинтересовать каждого ребенка, в итоге удовлетворить их любопытство с положительными эмоциями. Но, есть и те дети, к которым нужен индивидуальный подход. Я проводила занятие по опытно-экспериментальной деятельности. Дети на салфетке рисовали полосы цветным фломастером, после скручивали с помощью фломастера трубочку и сжимали ее. С помощью пипетки поливали гусеницу водой, в следствии чего гусеница «вырастала».
Я заметила, что Максим не заинтересован темой, не активен во время занятия, ему не интересно, и он не вовлечен. Во время прогулки я начала с ним беседу про насекомых, каких он знает, может ли описать, но отвечал он без особого интереса, отстраненно. На нашем участке есть клумбы, в которых растёт многолетняя земляника, летом она особенно прекрасна, замечают это не только взрослые, дети, но и насекомые.
Мы отправились на поиски гусеницы. В процессе поисковой деятельности были замечены бабочка, комар, стрекоза, про которых я уже рассказывала, демонстрируя на занятиях видео- и аудио- фрагменты. Когда мы замечали насекомое я закрепляла знания детей через наводящие вопросы. Максиму особенно нравилась деятельность поиска среди кустов земляники, переходя с кустика на кустик любопытство Максима росло. Он смотрел на других насекомых с интересом, прислушивался к ответам детей на вопросы. Наши поиски венчались успехом, и мы обнаружили гусеницу, сидящую на листе куста и поедающую ягоду земляники. Все дети, включая Максима были в восторге, смотрели как она двигается, следили за ее лапками, удивлялись как их много. Кто-то пытался дать ей листик, кто-то дать имя, забрать домой. К концу прогулки гусеница продолжила прием пищи, и мы отправились в группу на обед.
Чтобы заинтересовать ребенка его нужно удивить. Ведь детство — это то время, когда ты только начинаешь узнавать мир. Я, как воспитатель, хочу показать детям, все волшебство этого мира в деталях.
В работе воспитателя моей целью является дать максимум знаний, и для свершения этой цели прибегаю к различным методам и формам работы. Проводя опытно-экспериментальную деятельность, рассказывая о таинстве природы, музыкальных инструментов, дети спешат задавать наводящие вопросы. Я вижу, насколько дети увлечены и удивлены новой теме, почему именно так происходит и что этому способствует, проводят логические цепочки причины и следствия. С блестящими от восторга глазами они бегут рассказывать родителям, что увидели и узнали за день в моей группе.
Моя позиция совпадает с философским высказыванием Аристотеля: «Познание начинается с удивления». Удивление действительно является исходной точкой в познании и поиске истины. Удивление побуждает нас задавать вопросы, искать ответы и расширять свои знания. Век живи-век учись. Уча детей и, я учусь, чтобы как можно больше нового и удивительного показать и рассказать подрастающему поколению, приоткрыть завесу окружающего их мира и показать, насколько мир огромен и как много им предстоит еще узнать на их жизненном пути. В моей работе есть то, что завораживает меня, не только как воспитателя, но и как человека, как маму – это горящие от восторга, удивления и интереса глаза детей, с которыми я встречаюсь каждый день.