Раиса Долгих
Эссе учителя-логопеда «Моё педагогическое кредо»
▼ Скачать
Тебе, живой, тебе, моей прекрасной,
вся жизнь моя, огонь несметных свеч.
Ты станешь вновь, как воды полногласной,
и чистой, как на солнце меч,
и величавой, как волненье нивы.
Так молится ремесленник ревнивый
и рыцарь твой, родная речь.
Владимир Набоков
Иногда мы не задумываемся над той ценностью, что нам дала природа, над тем богатством, чем обладает человек – над речью.
Публикация «Эссе учителя-логопеда „Моё педагогическое кредо“» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Вспоминаю свою соседку: крупную, громкоголосую, властную женщину, воспитывающую сына (стены в панельных «пятиэтажках» отражали всю речь за стенкой). И её же, через 10 лет (я сменила место жительства, и случайно встретилась с ней на улице). Я поздоровалась, улыбнулась, и стала разговаривать с ней, а она, улыбалась мне в ответ, и ничего не говорила, только развела руками. Достав блокнот, она написала: «Доорала» и пошла… Лишь потом, я узнала от родителей, что у соседки был инсульт, и она потеряла речь.
Ещё Дион Хрисостом (Златоуст) говорил: «Поистине, род человеческий готов лишиться чего угодно, но не голоса и речи; в этом одном уже неизмеримое его богатство».
Проработав 25 лет в детском саду педагогом, из них 18 лет учителем-логопедом, поняла, что не случайно выбрала эту профессию.
Ребёнок – главная ценность в обществе. И нам, педагогам, доверено самое дорогое – его развитие, его перспективы.
Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценней будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно и его личность в целом.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети плохо говорящие (заикающиеся, не выговаривающие многих звуков, начинают осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; если же их не понимают, они раздражаются, замыкаются в себе.
При обучении ребёнка в школе недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность в своих силах.
Поэтому, так важно, ещё в дошкольном возрасте выявлять и устранять у ребёнка имеющиеся дефекты произношения, учить детей говорить красиво.
Фаина Раневская писала: «Сейчас актеры не умеют молчать, а кстати, и говорить. Слова съедают, бормочут что-то про себя, концы слов не слышны. Культура речи даже в прославленных в прошлом театрах ушла. А дикторы по радио делают такие ударения, что хочется заткнуть и уши и радио!»
И её слова актуальны и сейчас, так много с экранов телевизоров звучит безграмотной, лексически неправильной, «дефектной» речи (сплошь и рядом не проговаривание звука «Р», что действительно хочется заткнуть уши или выключить телевизор.
Поэтому в наших руках, уважаемые логопеды, будущее ребёнка, будущее России, её культура, её достояние.
Но как заинтересовать ребёнка, увлечь, как сделать первые шаги в мир знаний лёгкими и запоминающимися, как вызвать желание у детей приходить на занятия к логопеду с улыбкой?
Над этими вопросами, я думаю каждый день – изобретая, придумывая, увлекая за собой ребёнка.
Ведь так трудно, и не интересно, повторять одни и те же слоги по несколько раз, одни и те же «корявые» слова, которые «никак» не хотят подчиняться маленькому человечку.
Вот и придумываешь различные «волшебные клубочки», «хитрые шнурки», «умные косточки», «весёлые паровозики», «говорящие звуки» и многое другое, что увлечёт ребёнка, заманит, заставит его прийти ещё и ещё раз.
Анатолий Брусникин в своей книге «Девятный спас» писал:
«Искусные в глаголе мужи древности поучают, что действенней всего начать речь не со слов, а с поступка, который поразит слушателей и заставит их внимать говорящему с удвоенным тщанием».
Именно поэтому в своей практике я стараюсь сначала завоевать доверие ребёнка, вселить уверенность в свои силы, а уж потом трудный и кропотливый труд…
В процессе игры решаю основные задачи коррекционного обучения:
• сформировать у детей систему чётко различаемых, противопоставленных друг другу фонем;
• коррекция и автоматизация звукопроизношения;
• научить их произносить слова различной слоговой сложности;
• научить детей свободно пользоваться приобретёнными навыками в самостоятельной речи;
• сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте;
• научить детей чтению и письму.
Но моя работа была бы в пустую, если бы не мои помощники- родители и воспитатели. Считаю в своей работе важным моментом подключить к коррекционной работе педагогов и родителей. Лишь научив их, заручившись поддержкой, можно добиться хороших результатов в работе.
Свои размышления хочу закончить словами Галилео Галилей:
«Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие».
Быть логопедом для меня почётно и интересно, я каждый день учу, я каждый день учусь, и надеюсь, что мои воспитанники и дальше будут радовать меня своими достижениями в освоении красивой и правильной речи.