Елена Елистратова
Эссе участника второго этапа конкурса «Педагог года Москвы 2016» в номинации «Воспитатель года»
▼ Скачать + Заказать документы
"Нельзя развивать ум, оставляя без внимания сердце"
Мои воспитанники растут, получая огромное количество информации. Они уже не думают, что «облако - это вата», а «звезды - электрические лампочки». В дошкольном возрасте накопление знаний идет быстрыми темпами, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности.
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,
плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного:
Публикация «Эссе участника второго этапа конкурса „Педагог года Москвы 2016“ в номинации „Воспитатель года“» размещена в разделах
- Воспитатель года
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Московская область, город Москва
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
научиться жить на земле, как люди» Бернард Шоу
Малыш зачастую не знает, кем он хочет быть, когда вырастет. Его желания меняются каждый день.
Но спросите у любого ребенка: «КАКИМ ты хочешь быть?» -
«Хорошим, добрым» - ответит он.
Все дети состоят из доброты и великодушия.
Вы замечали?
Ваш малыш обиделся, его наказали или поругали. Но стоит только протянуть к нему руки или просто посмотреть ласковым взглядом и вот уже он обнимает вас крепко, и через несколько минут все обиды забыты и все прекрасно.
Спросила я у своих пятилеток: что такое зависть, грубость, равнодушие.
Они знают, что это слова плохие, но объяснить смогли с трудом.
Мать-природа мудра. Она не закладывает в детей плохие качества.
Они проявляются у детей при участии взрослых.
Как часто, проходя по улице, мы видим молодых родителей, везущих в коляске, или несущих на руках ребенка. У младенца, появившегося на свет, это первые ощущения доброты к нему со стороны взрослых.
Затем эта простая, данная от природы доброта перерастает в воспитание, передачу жизненного опыта старших младшему поколению, совершенствованию многих человеческих качеств.
В нашем мире современные родители поставлены в экстремальные условия выживания, т. е. основные их силы направлены на «зарабатывание» денег в ущерб здоровью и моральному благополучию. Это является причиной нарастающей агрессии и равнодушия родителей по отношению к окружающему миру.
Недавно была свидетелем разговора двух мам. У них сыновья. Мама жалуется, что сына обижают в школе. Вы догадываетесь, какой совет дает ее собеседница?- «А пусть даст по морде». Пытаюсь вступить в разговор, что нужно попробовать найти другой способ самоутверждения. Но какое - там. Никто не слышит. Да, только в морду, и чем сильнее, чем лучше.
Вот интересно, если провести опрос среди родителей, какую точку зрения поддержит большинство?
Вам не страшно? Мне очень.
Сколько раз воспитатели слышат ответ мамы на жалобу ребенка, что его обидели. «Дай сдачи!»
Что случилось с нами? Откуда эти гневные советы, эта жестокость? Такие проблемы затрагивают не только людей взрослых, с устоявшейся точкой зрения, но и людей ещё маленьких, которым предстоит сделать выбор и научиться жить в обществе.
Все воспитание - в примере нашей жизни, которой всегда подражает ребенок. (Л. Н. Толстой)
Мои малыши ещё только приобретают жизненные ориентиры, осваивают окружающую действительность, познают самих себя, и это происходит во взаимодействии с взрослыми.
Я – воспитатель. И свою задачу вижу в создании таких условий, чтобы привить детям ценности, одной из которых является милосердие. Оно противопоставляется агрессии и равнодушию, потому что милосердие – это «готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, сочувствия, человеколюбия» (из словаря В. Даля).
Чтобы поверить в добро, нужно начать делать его. (Л. Н. Толстой)
А давайте спросим себя, насколько мы сострадательны? Способны ли мы пройти спокойно мимо голодного, бездомного живого существа? Оставляют ли нас равнодушными те, кто просит о помощи, попав в беду? Признайтесь, что изменения, которые произошли в нашем обществе, социально-политические и культурные привели к тому, что материальные ценности стали преобладать над духовными.
Извечный русский вопрос: «Что делать?».
Я начала с малого.
Автор сказки «Волшебник Страны Оз» Лаймен Фрэнк Баум однажды написал: «Доставить радость ребёнку – дело доброе и святое,
оно согревает душу и само себе становится наградой».
Эти слова стали девизом моей работы. Чем бы, не занималась, я несу радость своим воспитанникам и их родителям. Стараюсь чаще проводить досуги и развлечения. Например «День варенья» стал нашей ежегодной традицией. А с развлекательной программой «Цирк, цирк, цирк» нас приглашали на «гастроли» в соседний детский сад.
В основе моей работы лежит принцип – развивая – развлекать, развлекая - воспитывать. Дети объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма, внимательного отношения друг к другу, развиваются определенные навыки культуры поведения.
Это так необходимо - научить их простому человеческому общению, общению доброго сердца с добрым.