Татьяна Абакумова
Эссе «Современный воспитатель. Какой он?»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №73»
«Современный воспитатель. Какой он?
Подготовила:
Воспитатель
Абакумова Татьяна Александровна
Березники 2019
Публикация «Эссе „Современный воспитатель, Какой он?“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Современный мир стремительно развивается и меняется. И мне кажется, не всегда в лучшую сторону. Повсеместная компьютеризация и постоянный доступ к сети интернет ведет, в какой-то степени, к деградации нашего общества. Дети перестают полноценно вживую общаться, ленятся думать и размышлять. Происходит подмена ценностей и идеалов. Если раньше учитель, воспитатель априори являлся авторитетом для детей и взрослых моего поколения, то теперь для этого современному педагогу необходимо приложить немало усилий. Каким будет поколение, которое сменит нас через один-два десятка лет? Что нужно сделать для того, чтобы в будущем сегодняшний ребенок стал полноценным членом общества со сформировавшейся системой взглядов, высоконравственным, гуманным, умеющим мыслить, и в то же время, гибким, динамичным, легко приспосабливающимся к постоянно изменяющимся условиям жизни?
Конечно же, роль семьи в воспитании ребенка никто не отменял. Но и на нас, воспитателях, лежит огромная ответственность за формирование будущей личности ребенка. И сегодня остаются актуальными слова К. Д. Ушинского о значимости профессии воспитателя : «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и благо». Так каким же должен быть современный воспитатель?
Ребенок – это «сосуд», который мы наполняем определенными качествами, знаниями, духовно-нравственными ценностями. И от того, какого качества будут эти наполняющие, зависит содержимое сосуда в целом. Либо это будет что-то чистое, прозрачное, легкое и приятное, либо нечто вязкое, мутное, дурно-пахнущее. … То, какими личностными качествами буде наделен ребенок, во многом зависит от того, какими качествами обладает сам воспитатель.
В первую очередь, важнейшим качеством педагога является безграничная любовь к детям. Без этого невозможно стать авторитетом для ребенка. Как известно, мы слушаем тех, кто нам нравится. А дети очень чувствительны и проницательны – они чувствуют фальш. Поэтому, без искренней любви к детям невозможно достигнуть профессионализма в нашей работе.
Еще одним из необходимых условий современного педагога является профессиональная компетентность. То есть воспитатель должен не только обладать определенными психолого-педагогическими знаниями, но и способностью умело использовать эти знания в своей деятельности. Вот, я считаю, два основополагающих качества в нашей профессии. Еще Л. Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученикам, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».
Реалии нашей жизни таковы, что современный воспитатель должен постоянно работать над собой, быть способным к самообразованию, стремиться к самосовершенствованию. Необходимо повышать свою грамотность, быть эрудированным, проявлять интерес ко всем сферам человеческой жизни, следить за экономическими, политическими, культурными изменениями. Особое значение для современного педагога приобретают профессиональная гибкость, способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в новых условиях. Этому мы должны научить наших детей. Багаж определенных знаний сам по себе не определяет успешность дальнейшего обучения в школе. Важно научить ребенка самостоятельно добывать знания, применять их, ставить пред собой цель и искать пути решения поставленной перед ними задачи. В этом заключается сегодняшний подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.
Особое значение в наше время приобретает культурно-нравственное воспитание. Для того чтобы привить ребенку нравственные качества, воспитателю необходимо самому быть высоконравственным человеком, обладающим такими качествами как доброта, отзывчивость, сочувствие, сопереживание, благородство, патриотизм и т. п. Это человек, живущий по принятым в обществе законам и этическим нормам. Как уже говорилось выше, педагог является посредником, который должен показать и передать ребенку истинные ценности, традиции, накопленные нашей историей. К этим ценностям можно отнести: любовь, уважение и почитание родителей, любовь к Родине, гордость за Отчизну, честность, благородство, способность к самопожертвованию ради истинных идеалов, сохранение обычаев и традиций, составляющих основу нашей культуры. В наше время многие идеалы подменяются, история переписывается, люди становятся материально-зависимыми. Важно научить ребенка видеть истинные ценности, чтобы они стали основой для становления его будущей личности. Поэтому воспитатель должен стать примером для ребенка. Хочется привести пример из жизни. Меня, как человека, возмущает то, что среди нас есть люди, которые не уважают ни себя, ни других. С приходом весны я вижу, как мы далеки от того, чтобы называться культурным обществом: вместо первоцветов мы видим вокруг кучи мусора. И меня это зрелище удручает. Поэтому, когда моя первая дочь была совсем маленькой, я решила прививать ей любовь к чистоте и уважение к работе дворника. Каждый раз, когда она хотела бросить очередной фантик от конфеты на землю, я пресекала это. Фантики мы складывали в карман, потом выбрасывали в близлежащую урну, либо несли домой. Сейчас дочери одиннадцать лет и когда я в очередной раз проверяю карманы её одежды, я нахожу там кучу фантиков и других бумажек. Я начинаю сердиться, но потом останавливаюсь и думаю: «Хорошо, что этот мусор в кармане, а не на улицах города». К чему я это написала? Этот эпизод еще раз подтверждает, насколько важен личный пример и участие взрослого в формировании положительных установок у ребенка. Об этом нужно постоянно помнить и следить за своим поведением, поступками и словами.
Без сомнения, современный воспитатель должен быть творческой личностью. Педагог эмоциональный, с развитой фантазией, умеющий хорошо рисовать, лепить, петь или танцевать, всегда будет интересен ребенку. Через творчество ребенок познает себя и окружающий мир, передает свои чувства и эмоции, учится фантазировать.
Хотелось бы отметить, что педагогическая рефлексия является одним из необходимых условий успешной деятельности воспитателя. Педагог должен уметь постоянно оценивать свою деятельность. Должен научиться видеть и принимать свои ошибки; находить пути решения возникших проблем, корректировать свою деятельность.
Без сомнения, я указала не все характеристики современного педагога-воспитателя. Каждый из нас индивидуален, у каждого воспитателя, как и у любого человека, преобладают те или иные качества. И детей мы не можем воспитать всех одинаковыми. Главное, увидеть в ребенке индивидуальность и организовать свою деятельность с ним так, чтобы ребенок сам обнаружил сильные стороны своей личности, и научился умело использовать и развивать их. Осознание своих возможностей наряду с умением находить пути решения поставленных задач способствуют достижению намеченной цели и успеха в будущем.
Я согласна с тем, что современная система образования предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке сегодняшнего педагога, в частности, воспитателя. В этой профессии не должно быть случайных людей. Ведь от уровня подготовки, личностных качеств педагога зависит то, каким вырастет новое поколение и в глобальном масштабе, зависит будущее нашей страны. Я, понимая, всю ответственность, лежащую на мне, и постоянно задаюсь вопросами: «А достойна ли я этой профессии? А все ли я делаю от меня зависящее?» Не всегда все получается, но когда видишь результат, получаешь отдачу – это окрыляет. Когда я вижу, что ребенок рад тебе, у него сияют глаза и он готов к общению с тобой – это высшая награда. Значит, ему комфортно с тобой и, значит, он будет прислушиваться к тебе, и твои слова найдут благодатную почву.