Алена Фомичева
Эссе «Какой я вижу обновленную образовательную среду ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
Кафедра «Теория и методика ДО»
Курс «Психолого-педагогические условия гуманизации образовательной деятельности ДОО в контексте ФГОС ДО»
Модуль «Гуманизация образовательной среды современной
дошкольной организации»
Эссе
на тему «Какой я вижу обновлённую образовательную среду
ДОО в контексте требований ФГОС ДО»
Выполнила воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 18
«Паровозик»»
Канавинского района
г. Нижнего Новгорода
Елена Юрьевна
Фомичева
Публикация «Эссе „Какой я вижу обновленную образовательную среду ДОО“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Нижний Новгород
2019
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль воспитателя заключается в правильном моделировании образовательной среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги Короткова, Михайленко и другие считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативную и творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
Согласно ФГОС ДО создаваемая в дошкольной образовательной организации образовательная среда должна отвечать следующим требованиям:
- гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечивать эмоциональное благополучие детей;
-способствовать профессиональному развитию педагогических работников;
- создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- обеспечивать открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Перед воспитателем стоит задача создания для ребенка дошкольного возраста полифункциональной, легко трансформируемой образовательной среды, включающей в себя следующие компоненты:
- социально-коммуникативные;
- технологические;
- предметно-пространственные;
Образовательная среда в моей старшей группе организована таким образом, что дети имеют возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет им объединяться небольшими подгруппами по общим интересам. В группе использую различные маркеры, которые помогают детям выделять свои игровые зоны, уединяться для отдыха или объединяться для совместных игр со сверстниками.
Все центры наполнены развивающим содержанием, динамично изменяющимся в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастным возможностям детей их безопасности и их интересам.
В процессе совместной деятельности с детьми не ставлю задач прямого обучения, а постановка проблемы носит ситуативный характер, то есть гибкое планирование совместной деятельности. Поощряю импровизацию и активность детей, партнёрство.
Таким образом, целенаправленно организованная обновлённая образовательная среда в нашей дошкольной организации играет большую роль в поддержке инициативы и самостоятельности, в гармоничном развитии и воспитании каждого ребенка. А также вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание каждый день посещать его.
Создавая образовательную среду в группе, учитываю все составляющие компоненты среды в соответствии с ФГОС ДО. Ищу дополнительные пути взаимодействия с родителями и детьми. Планирую провести анкетирование родителей и выявить наболевшие вопросы. Подготовить памятки по интересующим темам. Также расширить свою работу по совместным с родителями мероприятиям. Думаю, что обновлённая образовательная среда в контексте с ФГОС ДО благоприятно сказывается на всём образовательном процессе в дошкольной организации и активно участвует в поддержке инициативы, самостоятельности и творческого развития детей.
Список литературы:
1. ФГОС ДО
2. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателей. 2-е издание, М., 2000/96стр.
3. Френе С. Избранные педагогические сочинения. М., 1990