Наталия Подледнова
Эссе «Равноправие и заинтересованность»
▼ Скачать + Заказать документы
Вперед! без страха и сомненья,
На подвиг доблестный, друзья!
Зарю святого искупленья
Уж в небесах завидел я!
Смелей! дадим друг другу руки
И вместе двинемся вперед,
И пусть под знаменем науки
Союз наш крепнет и растет.
А. Н. Плещеев
Для меня эти строки являются своего рода «Марсельезой» методической работы.
Союз же методиста с педагогами, занимающегося их профессиональным ростом, для меня начинается с равноправия не только в заинтересованности, но и с равноправия в ошибках (методисту полезно ошибаться при педагогах искать вместе пути верного решения это дает педагогу возможность не бояться своих ошибок. Ведь страх сковывает действия, мешает творить). В работе должно быть интересно и методисту, и педагогу.
Публикация «Эссе „Равноправие и заинтересованность“» размещена в разделах
Для того, чтобы педагогам организованные мною методические мероприятия (например, мастер - класс) стали интересными, я сама должен быть увлечена этим делом. А это происходит, когда я вся подтянута, собрана, готова вместе со всеми смеяться, огорчаться, волноваться, ошибаться (и открыто исправлять свою ошибку) по ходу совместного выполнения с педагогами методического упражнения. Тогда возникает и равноправие в работе, тогда возникает и союз.
Развивать и укреплять этот союз методиста и педагога в ходе работы мне помогают в числе прочего и пять правил которых я стараюсь придерживаться.
Первое правило: Быть готовым к собственным промахам
Какой бы пункт годового плана не реализовывала я, всегда стараюсь исходить из реальных возможностей данной группы педагогов. Но возможности эти выясняются не сразу. Поэтому всегда нужно быть готовым к своим возможным промахам, а не ждать, что предстоящая деятельность обязательно будет успешной и обязательно принесет запланированные достижения.
Все препятствия, встречающиеся в методической работе, я рассматриваю как содержание совместной деятельности с педагогами, видя в них сущность своих задач, а в их преодолении — сущность развития и всей группы коллег, и самой себя.
Второе правило: Не разжевывать смысл задания
Часто педагоги отказываются от самостоятельного поиска информации по возникшему вопросу и ждут, когда я дам им готовый материал, говорят, что не начинают выполнять заданное, потому что ничего «не поняли». Но это совсем не означает необходимости «разжевывать» задания так, чтобы уж ничего не ос-тавалось найти, сообразить, понять самому педагогу.
В методической работе доля самостоятельности исполнителя раз от раза обязательно должна расти. Тогда педагоги могут почувствовать: «не понял» — это, наверное, просто поосторожничал, «поленился» или подумать, или попробовать. И если они увидят, как кто-то из них пробует, и поймут, что в этом нет ничего страшного, то число сославшихся на «не понял» будет уменьшаться.
Хотя конечно это не исключает что я должна и пояснять (повторять) задание, если я почувствовала, что предыдущее разъяснение оказалось непонятным по существу (точнее по моей собственной вине, а не из-за невнимания или пассивности педагогов).
Третье правило: Обращать внимание на интересные неожиданности
Если задание выполняется педагогами неверно из-за того, что оно было неверно понято, необходимо обратить свое внимание на все неожиданное и интересное в выполнении неверно понятого задания. Иногда оно оказывается более интересным и полезным, чем «верный» вариант, запланированный мною.
Подчеркиваю, что важнее включить в работу активность, даже неточно направленную, чем заглушать ее страхом ошибки или закреплять у педагогов установку: сначала вы мне расскажите, как и что нужно делать, а уж потом я сделаю, если буду уверен, что получится.
Иначе, повторю ещё раз, союз методиста и воспитателей распадается на лидерство наставника и иждивенчество педагога. В результате равноправие исчезнет, творчество умрёт. Останется один труд, радость от которого сводится к ожиданию — «когда же тётя меня похвалит».
Четвертое правило: Видеть в отказах педагогов ценные подсказки
Самая «страшная» неприятность — отказ некоторых педагогов от участия в предложенном мероприятии (задании, упражнении) — снимается предварительной готовностью методиста преодолеть этот отказ специальным набором таких убеждений, чтобы отказывающиеся нашли в себе уверенность для участия в общей работе.
Столкновение с отказом педагога перестает быть «страшным», если воспринимать его не как личное оскорбление, а как своевременную подсказку, подаренную коллегой. Это помогает стряхнуть шоры и увидеть чудесный выход.
Пятое правило: Умейте порадоваться шуму
Часто во время работы возникает, казалось бы, посторонний шум, естест-венный при повышении активности работающих педагогов.
Чаще всего «шум» происходит от стихийно возникших деловых «репетиций» (то есть работы-подготовки на местах). И поэтому я, радуюсь, что мои задание вызывает у педагогов желание работать.
Повторяю, что при шумной активности педагогов, связанной с выполнением задания, я не беспокоюсь, а радуюсь, что задание вызывает у всех желание работать. И поэтому с интересом сама включаюсь в работу педагогов, помогая каждой команде своими ненавязчивыми советами.
Вот и все маленькие секреты, которые превращают мою работу в занимательную игру, помогают найти партнеров по игре (заинтересованных педагогов). Именно они и позволяют мне достаточно серьезный и кропотливый труд методиста сделать живым, интересным как для себя, так и для партнеров по «игре».
А в заключении немного о том почему я занимаюсь этим, почему я методист? Могу ответить. Потому что я всегда любила детей и еще с дошкольного возраста мечтала стать воспитателем, а примером, который меня сподвиг на это, была моя воспитатель добрая и строгая, любящая и требовательная к которой всегда можно было подойти и прижаться как к маме.
И спустя столько лет она для меня является тем маячком, который ведет меня по профессиональной жизни. Я стремлюсь быть теперь уже для педагогов той же «мамой» к которой в трудную минуту можно прийти со своими проблемами. Я и пожалею, и помогу и в нужный момент потребую.
Со сменой должности ничего не изменилось, ну разве что «дети» стали взрослей. Теперь я воспитатель воспитателей.