Ирина Подкорытова
Эссе «Влияние семейных отношений на успеваемость младших школьников»
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из самых актуальных проблем образования является неуспеваемость школьников. Это особенно проявляется в младших классах, так как ребенку необходимо не только осваивать новые знания, но и адаптироваться к новой роли школьника. На успеваемость ребенка влияет несколько факторов, но ключевую роль безусловно играет семья. Каким же образом оказывают семейные взаимоотношения на успеваемость учащихся? Рассмотрим некоторые особенности семейного воспитания и как они отражаются на школьнике.
Публикация «Эссе „Влияние семейных отношений на успеваемость младших школьников“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Становление личности зависит от взаимодействия с семьей, если требования к ребенку в семье не соответствуют индивидуальным особенностям, его представление о себе может искажаться. В педагогике выделяют четыре основных принципа воспитания: диктат, гиперопека, невмешательство и сотрудничество.
В семьях, где преобладает диктат в воспитании, ребенок часто сталкивается с подавлением свободы проявления личности. Результатом такого отношения к ребенку становится неуверенность в себе, замкнутость, тревожность и боязнь самовыражения. У детей с сильным, волевым характером в ответ на такое воспитание развивается сильная реакция сопротивления: вспышки грубости, склонность к обману, протесты, а порой и скрытая ненависть.
Гиперопека – тип отношений в семье, где основным интересом родителей становится удовлетворение любых капризов и потребностей ребенка. Чрезмерная забота способствует формированию капризного незрелого и требовательного характера, который мешает адекватно адаптироваться в социуме. У школьников зачастую отсутствует мотивация, инициатива и самостоятельность.
Невмешательство – тип воспитания который тесно связан с отсутствием реального интереса и внимания у родителей к делам ребенка. Таким детям, жизнью которых мало интересуются родители, свойственно демонстративное поведение, связанное с дефицитом внимания, так же они часто чувствуют себя отчужденными и одинокими, отличаются мнительностью и недоверчивостью.
Наиболее адекватный тип воспитания — это сотрудничество, которое основывается на доверии и понимании между родителем и ребенком. Такую семью объединяют общие цели и задачи. Когда родители оказывают должное внимание, интересуются делами ребенка и при необходимости могут помочь то ребенок растет достаточно уверенным в себе и самостоятельным, и знает, что всегда может рассчитывать на поддержку.
Как видно, отношение к себе как к ученику в большей степени определяется семейными ценностями.
Я полагаю, что со слабоуспевающими учениками необходимо проводить индивидуальную воспитательную работу, которая, в том числе включает и работу с семьей школьника.
Таким образом, задача педагога понять какие именно причины приводят к неуспеваемости младших школьников ещё на начальных этапах обучения и своевременно принять меры для формирования положительной мотивации к обучению.