Папки-передвижки

Эссе «Почему младшие школьники не любят читать, и как исправить ситуацию?»

Анастасия Харчук
Эссе «Почему младшие школьники не любят читать, и как исправить ситуацию?»
▼ Скачать + Заказать документы

Вот уже больше пятнадцати лет Россия живет в условиях беспрерывных реформ. Система образования, как и другие структуры российского общества, переживает сегодня период реформ. Нет недостатка в новых и новейших технологиях и методических разработках. Вместе с тем обозначилась вполне реальная перспектива разрыва между двумя составляющими – учебного процесса, обучением и воспитанием.

В последние десятилетия вновь громко заявили о себе теоретики и практики, призывающие к отказу от какой бы то не было мировоззренческой, ценностной ориентации учащихся и выступающие, по сути дела, за сведение образования к получению определённой сумме знаний. А все знания, которые мы получаем – из книги.

Публикация «Эссе „Почему младшие школьники не любят читать, и как исправить ситуацию?“» размещена в разделах

Издавна подчеркивались две функции книги в жизни общества – образовательная (познавательная) и воспитательная. Книгопечатание дало возможность из поколения в поколение передавать достижения человеческой мысли, сохранять их, переносить знания из одной страны в другую, воздействовать на умы и души самых разных социальных слоев. Книга стала самым надежным и непреходящим хранилищем достижений человеческой цивилизации. Литература как особый вид искусства пользовалась словом – всеобщей формой человеческого сознания и общения. Это делало ее познавательно-коммуникативные возможности безграничными. Таким образом, в «дотелевизионную эпоху» на первый план выдвигалась образовательная функция книги. В то же время становление личностных качеств индивида происходило в основном под влиянием окружающей среды, культурных традиций, сложившихся в обществе. С середины XX в. приоритеты изменились. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на отдельно взятую личность. Теперь, для того чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать, достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея. Однако телеэкран нивелирует личностные установки, навязывая каждому тот или иной взгляд на реальную действительность. Происходит размывание границ разных культур, из обыден-

ной жизни исчезают традиции прошлых поколений. Индивидуальное самосознание подвергается испытанию «коллективной бессознательностью», которая приобретает планетарные размеры.

В этих условиях воспитательная роль книги возрастает и становится ведущей. Именно из книги чаще всего черпаются знания о культурных традициях, а также нравственные ориентиры, помогающие разобраться в лабиринтах добра и зла современного мира. Книга становится источником духовной жизни человека, побуждает к сопереживанию, учит вставать, на «другую» точку зрения, сочувствовать «другому». Благодаря серьезному, вдумчивому чтению личность может противостоять коллективному эгоцентризму, невольно навязываемому СМИ. На современном этапе уже невозможно становление зрелой личности без такого личностного качества, как умение читать книгу. В то же время трудно представить квалифицированного читателя, не являющегося зрелой и духовно богатой личностью.

Цель современного обучения чтению – научить читать книгу – предстает, таким образом, не просто в качестве главного образовательного лозунга, а как профессиональный долг у учителя по отношению к своим ученикам.

В настоящее время наблюдается нежелание учащихся младших классов читать художественную литературу, детские рассказы, стихи, сказки и т. д. У этого явления есть несколько причин:

1. В дотелевизионную эпоху во многих семьях практиковались «семейные чтения», когда вечерами родители читали своим детям сказки, рассказы, учили вместе стихотворения.

2. Во многих семьях были библиотеки, родители занимали очереди в книжных магазинах, чтобы сделать подписку на произведения Тургенева, Куприна, Пушкина и т. д.

3. В домах и дворцах культуры имелись читальные залы, где проводились вечера знакомства детей с тем или иным писателем. Эти вечера проводили классные руководители совместно с библиотекарями.

4. Книга была может быть и относительно дорогой, но доступна каждой семье.

Теперь этого нет. Вместо книжного шкафа в некоторых семьях на стенках обои с изображением корешков книг, имитирующие наличие библиотеки. А ещё вместо полки с книгами, полки с дисками.

Родители не уделяют достаточного количества внимания воспитанию ребёнка при помощи книги. Они сами предпочитают сидеть в социальных сетях, подавая такой пример своим детям.

Ни для кого не секрет, что сегодня всё большее количество детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается рассказами из Букваря и хрестоматий, комиксами, журналами для наклеек.

Как же следует относится к этой ситуации? И что предпринимать при наличии желания её изменить? Бороться? Заставлять? Уговаривать?

Или опустить руки и смириться с тем, что телевизор, планшет, интернет заменили многим детям книгу, вступившим в жизнь в третьем тысячилетии?

Мне кажется, что к сложившемуся положению вещей имеет смысл применить дифференцированный поход. С одной стороны, имеет место тот несомненный факт, что большая часть накопленного человеческого культурного наследия существует сегодня именно в виде книг, а не в виде фильмов и др. А с другой стороны, многие ли из сегодня живущих людей регулярно, по собственной воле обращаются к этому самому наследию? Многие ли сегодня читают «Хождение по мукам» А. Толстого?, «Тимур и его команда» А. Гайдара? Можно порассуждать на тему о том, что Шекспир и Пушкин – вечны, но многие из нас в своей обыденной жизни часто ориентируются на вечность?

Давайте попробуем рассмотреть сегодняшнюю ситуацию. Литература советского периода «ушла» почти полностью. И едва ли не самыми быстрыми шагами удалилась литература детская. (Исключение здесь, пожалуй, составляют лишь книжки для самых маленьких, хотя даже «Дядя Стёпа» С. Михалкова и др. уже нуждаются для сегодняшних детей в весьма значительных пояснениях.)

Книжки для самых маленьких – здесь мы имеем выбор родителей, а не самих детей. Именно родители решают, что, как и сколько они будут читать своим детям-дошкольникам. Станут читать Маршака, Барто, Михалкова, Чуковского – будет так, дадут планшет с играми или дадут телефон и научат переключать игры и смотреть мультфильмы – получится что-то ещё.

Так, например, своей знакомой посоветовала приобрести книгу сказок К. Чуковского для её двухлетнего сына. Она прислушалась и купила. Спустя неделю интересуюсь, понравилась ли ребенку книга. Моя знакомая мне сказала, что книгу она купила, она красочная и яркая, начала читать. Но ребёнку она была не интересна. Мать не смогла привлечь внимание ребёнка к книге. Прошло около месяца. Мне звонит моя знакомая и рассказывает о том, что нашла альтернативу, купив ребёнку детскую книгу «Тачки». (продукция WОLD DISNEY).

Ассортимент, который предлагает сегодня книжный рынок для детей младшего школьного возраста, на первый взгляд огромен. Вроде широк и пёстр, и вроде бы способен обслужить любые вкусы и уровни любого интеллектуального развития. Но при более внимательном его рассмотрении обнаруживаются некоторые особенности. Одна из них – обилие разнообразнейших, прекрасно изданных, но абсолютно безэмоциональных, претендующих на какую-то неясную объективность энциклопедий. Какого ребёнка может по-настоящему порадовать это изобилие? Несомненно педантичного, ценящего голую информацию со сниженной эмоциональностью. Остальные дети просто посмотрят красочные картинки и поставят такую книгу на полку. К процессу чтения, общения с книгой всё это, естественно, не имеет ни малейшего отношения. Также имеются в продаже масса полукниг, полужурналов, электронные книги. Вся эта продукция охотно покупается и читается. Кем? Разумеется, потребителями мультиков и компьютерных игр.

Мне кажется, что переход к «большой литературе» младших школьников происходит всё же не через завлекательность сюжета, а через идентификацию, сопереживание, погружение не во внешний, а во внутренний мир героев книги. Возможность ребенка додумывать, анализировать, управлять этим процессом постижения чужого мира, возможность сделать его своим – вот что привлекает читателя в книге, вот что не дает оторваться от нее.

А попробуйте обжить мир Барби – любимой героини сегодняшних девчонок, или мир Человека-Паука… Вам страшно?

В моей домашней библиотеке есть разные сказки и рассказы для детей, в том числе одна книга Disney «Лучшие сказки о принцессах». И что вы думаете? Я своей пятилетней дочери прочитала один раз эту книгу. Больше она не захотела. Эти рассказы о принцессах не вызвали у моего ребёнка никаких эмоций. Хотя книга замечательно иллюстрирована и оформлена. Зато рассказ В. Сутеева «Мышонок и карандаш» вызвал у дочки много эмоций. Она смеялась над тем, как карандаш рисовал мышонку удивительные «съедобные рисунки», а карандаш их делал потому, что не хотел быть съеденным мышонком. Также рассказ Е. Каргановой «Тошка» очень понравился ей. Она мне после прочитанного сказала о том, какой Тошка был хороший, со всеми делился, стал настоящим другом для всех жителей леса. А потом спросила меня: «Мама, а если бы все были такими же как Тошка, что было бы? На что я ей ответила: «Если бы все были бы как Тошка и жители этого леса, то мир бы стал добрее и светлее». Детские сказки, стихи, юмористические рассказы действительно заставляют ребёнка додумывать, рассуждать и делать выводы из прочитанного.

Проблема чтения очень актуальна в наше время. В газете «Аргументы и факты» я ознакомилась со статьёй Епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова, ответственного секретаря Общества русской словесности. Он пишет о том, с каким багажом знаний к нему в духовную семинарию поступают студенты. И приходит к такому выводу, что их гуманитарная подготовка (в том числе и знания литературы) оставляют желать лучшего. Что если сравнить среднего выпускника школы 1975-1980 с отличником ЕГЭ 2016, то советский выпускник по сравнению с сегодняшним просто корифей (знаток).

Наши деды и прадеды передали нам великое наследие нашей страны: советскую литературу, культуру, искусство. Мы, в свою очередь, должны были передать это наследие следующим поколениям, только исполнить свой долг не смогли. Происшедшему можно найти множество причин – от влияния интернета, непрофессионализма и нерадения чиновников-реформаторов, до козней и либералов и происков Запада. (слова епископа Тихона)

В 2016 году было образовано Общество русской словесности. Одним из проектов общества станет «Пушкинский союз», задачей которого станет возвращение отечественной литературы, культуры и искусства. А цель – донести до подрастающего поколения основы культурного наследия нашей страны.

О том, к чему приводит пренебрежение классикой ясно напоминают слова А. С. Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости».

Как же предлагает наше государство решить проблему чтения в нашей стране?

Недавно министр культуры В. Р. Мединский собрал у себя наибольшее число видеоблогеров – миллионы подписчиков, представители как раз того поколения, о котором мы говорили.

Блогеры оказались интересными собеседниками, думающими людьми. Мы предложили подумать, нельзя ли объединиться для проведения особых концертов по произведениям отечественной поэзии и музыки? Молодые собеседники дружно поддержали эту идею.

«Но при чём здесь Церковь? Какой смысл Церкви участвовать в решении этой проблемы?» - спросите вы.

Наилучшим образом интерес церкви к гуманитарному образованию выразил один из старцев 20 века – Силуан Аффонскип: «В последние времена путь к спасению будут находить люди образованные».

Итак, чтобы вызвать интерес у детей к чтению необходимо чтобы:

1. В процессе обучение чтению активно участвовали родители, выбирая для своих детей интересную, познавательную литературу.

2. Родители обязательно должны участвовать в процессе чтения, задавая различные вопросы по прочитанному своим детям.

3. Желательно больше создавать фильмов, спектаклей, пьес по произведениям отечественной и зарубежной классики.

4. В школах чаще проводить конкурсы чтецов, театральные представления.

Наше государство начинает проводить реформы в сфере образования. И может быть, вскоре родится новая детская литература, которая создаст новых героев, близких и понятных подрастающим детям. И через поиски, находки, ошибки и мечты этих героев дети сумеют войти во вселенную книги таким же массовым порядком, как и их родители, бабушки и дедушки «самой читающей в мире» страны, которым для того, чтобы купить любую приличную книгу, нужно было иметь знакомства или сдать большое количество макулатуры. Конечно, в одну и ту же реку нельзя войти дважды.

Очень хочется сделать так, чтобы чтение снова вернулось в моду. Чтение – должно стать трендом для подрастающего поколения.

Скорее всего, в будущем нас ждёт какой-то новый, непредставимый сейчас виток. И я буду верить только в лучшее и светлое будущее наших детей.

Публикации по теме:

Эссе «Почему я работаю в детском саду?» ". быть может труд наш с виду не приметен, но лишь одно я знаю - малыши, спешат к нам в сад, с утра торопят маму - давай быстрее, мама,.

Как научить ребенка читать? Многие родители хотят научить своего ребенка читать еще до поступления в школу. Одни водят детей на развивающие занятия, другие пытаются.

Консультация «Драчуны, как исправить ситуацию» Консультация: «Драчуны – как исправить ситуацию». Сколько волнений возникает у родителей, когда они впервые отдают своего ребенка в детское.

Сценарий утренника посвященный 8 Марта «Любят мам не только дети, любят все вокруг» Сценарий утренника посвященный 8 Марта в старшей группе «Земляничка» «Любят мам не только дети, любят все вокруг» Стулья стоят вдоль стены.

Эссе «Почему я выбрала работу воспитателя?» ЭССЕ «ПОЧЕМУ Я ВЫБРАЛА ПРОФЕССИЮ – ВОСПИТАТЕЛЬ? Почему я выбрала эту профессию? Помню, в детстве я была в театре, мне так захотелось стать.

Эссе «Почему я воспитатель» Эссе писала для того, чтобы, во- первых, систематизировать свои мысли по извечной теме "Почему я выбрала данную профессию", "Почему я воспитатель?"Во.

Эссе «Почему я выбрала профессию-воспитатель» ЭССЕ НА ТЕМУ: "ПОЧЕМУ Я ВЫБРАЛА ПРОФЕССИЮ ВОСПИТАТЕЛЬ" Я, Абиева Арзу Сагибовна, воспитатель младшей группы. Образование – средне профессиональное.

Эссе «Почему я люблю свою профессию» Воспитатель – не просто профессия, В ней не ждет нас стандартный маршрут. Каждый день продолжается сессия, Хоть давно позади институт..

Эссе «Почему я стала воспитателем» «Почему я стала воспитателем» Профессия воспитатель меня привлекла ещё в детском саду. Сколько душевного тепла, добра и понимания нам.

Эссе «Почему я выбрала профессию воспитателя?» ЭССЕ воспитателя На тему «Почему я выбрала профессию воспитатель?» Автор работы: Бекшаева Людмила Васильевна «Много на свете профессий хороших,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе «Почему младшие школьники не любят читать, и как исправить ситуацию?»
Опубликовано: 18 апреля 2017 в 03:37
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эссе «Почему младшие школьники не любят читать, и как исправить ситуацию?»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Харчук в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД