Евгения Ларина
Как научить ребенка читать?
Многие родители хотят научить своего ребенка читать еще до поступления в школу. Одни водят детей на развивающие занятия, другие пытаются сами добиться результата. Я хочу поделиться опытом, как научить ребенка читать своими силами.
Во-первых, ребенок должен быть готов к обучению чтению: владеть развитой разговорной речью без грубых нарушений звукопроизношения; различать близкие по звучанию звуки, а также хорошо ориентироваться в пространстве: различать право и лево, верх и низ. В противном случае он не поймет, что читать надо слева направо и даже может начинать чтение с любой понравившейся буквы.
Публикация «Как научить ребенка читать?» размещена в разделах
Дождитесь, пока ребенок потянется к книжкам, заинтересуется буквами. Очень часто детям нравится рисовать буквы, узнавать их на картинках или на вывесках. Как только вы увидели интерес в глазах юного читателя - начинайте обучение.
При обучении чтению нужно придумывать множество игр, чтобы превратить занятие в веселую забаву. Иначе ребенок не просидит и пяти минут. Можно строить из букв паровозик, или устроить магазин и «продавать» товары на первый звук и т. д.
В первую очередь обратите внимание на то, что буквы называем, как звуки. Следует говорить «буква Л», а не «ЭЛЬ», буква «С», а не «ЭС». Иначе возникнут трудности при слиянии букв в слоги.
Сначала учат гласные буквы. При этом они обязательно произносятся протяжно, нараспев (а-а-а, о-о-о, у-у-у и так далее). Объясняем ребенку, что при произнесении гласных звуков в ротике не образуется преграда ( то есть воздуху ничего не мешает выходить из ротика: ни губы, ни зубы, ни язык). Гласные звуки можно петь. Они обозначаются кружками красного цвета.
Затем приступаем к освоению согласных. При их произнесении во рту образуется преграда (губы, язык, зубы). Согласные бывают твердые (мы их обозначаем кружками синего цвета) и мягкие (зеленого цвета, а также звонкими (прижимаем тыльную сторону ладошки к горлу - ощущается вибрация) и глухими (вибрации нет).
Потом из кружков нужного цвета мы составляем схемы слогов и слов.
Лучше начать изучение с согласных, которые можно тянуть (м, н, х, с, ф, так как их легче сливать в слоги.
Изучая звук, мы учим ребенка выделять его среди других звуков (игра «Хлопни в ладошки, когда услышишь звук …», определять наличие либо отсутствие его в слове.
Затем учим определять положение звука в слове (начало, середина, конец). Для этого используем игру «Звуковой паровозик» : определяем, в каком из трех вагончиков, которые соответствуют началу, середине и концу слова, «едет» наш звук.
Затем даем ребенку задание, придумать слова на данный звук, можно выбирать картинки на звук, либо нарисовать их самому.
Параллельно проводим различные игры, способствующие запоминанию образа буквы: выкладываем ее из счетных палочек, фасоли и других мелких предметов, лепим из пластилина, рисуем на подносе с манкой, находим букву на уличных вывесках и т. д. Кроме того, это способствует развитию мелкой моторики.
Обучение начинайте с тех букв, из которых складываются самые простые и привычные для ребенка слова : папа, мама, дом, кот, муха и т. д.
Когда изучено несколько букв, можно переходить к слиянию их в слоги, например, МА, НА, СА. Здесь работает метод «дорожки», то есть буквы «бегут» друг к другу, сливаясь в единое целое.
Сначала слог тянем – МММААА, затем произносим коротко – МА.
На следующем этапе изучаются слоги с гласной впереди (АТ, АШ и т. д.)
Далее можно приступать к чтению несложных слов. К словам обязательно нужны картинки, чтобы ребенок понимал смысл прочитанного.
Например,
Начинать лучше со слов, которые состоят из одной или двух букв (Ау! Ам. Ох. О! и т. п.).
Затем из простых слов составляются элементарные фразы (Мама, ау! Вот папа.).
В первых книжках, которые читает ребенок, желательно, чтобы слова были разделены на слоги, и стояло ударение. Это упростит чтение.
Выбирайте книги с простым сюжетом
Когда ребенок уже немножко освоит чтение, важно, чтобы оно не превратилось в «задание», а осталось удовольствием. Предлагайте ребенку книжки по душе – с интересным сюжетом, с любимыми героями.
Желаю Вам успехов в чтении!