Смирнова Ирина Юрьевна
Эссе на тему «Музыка в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
ЭССЕ
на тему : «Музыка в жизни ребенка»
«Музыка является самым чудодейственным,
самым тонким средством привлечения к добру,
красоте, человечности.
Как гимнастика выпрямляет тело,
так и музыка выпрямляет душу человека».
Сухомлинский В. А. :
Публикация «Эссе на тему „Музыка в жизни ребенка“» размещена в разделах
Спросите себя, можете ли вы прожить без музыки? Не можете, так ведь? Людей, исключивших из своей жизни музыку, практически не существует. Без ее огромного, радостного и возвышающего воздействия нельзя представить духовный мир человека. Когда мы просыпаемся утром или ложимся спать вечером, гуляем по городу, отмечаем какой-нибудь праздник или ничего не делаем — везде нас окружает музыка : по радио, телевидению или просто в наших мыслях.
Хочется вспомнить слова В. А. Сухомлинского «Без музыкального воспитания не возможно полноценное воспитание ребенка». Чем раньше войдет музыка в жизнь ребенка, тем глубже и прочнее он займет место в его жизни. Для развития музыкальности ребенку надо давать слушать музыку с первых дней жизни. Первые и очень важные музыкальные впечатления ребенка связаны с пением матери, так как матери пели у колыбели ребенка самые нежные, задушевные песни.
Наиболее благоприятным периодом для развития музыкальности у детей является дошкольный период, где во всех детских садах закладываются основы музыкальной культуры ребенка. Всем известно, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Мир музыки, на мой взгляд, очень близок к внутреннему миру ребёнка. Дети ещё не способны выразить свои мысли словами, однако, состояние души ребёнка можно проследить по интонации, движениям, сочинениям, играм на детских музыкальных инструментах, рисовании. Работая с дошколятами, я поняла это самый благодарный возраст, когда между ребёнком и взрослым устанавливается теснейший контакт и взаимопонимание. Малыш, который любит педагога, доверяет ему, полюбит и почувствует красоту музыки, выразительность движений, мелодичность пения.
Я считаю, что детей нужно учить культуре потребления музыки так же, как детей учат вести себя, например, за столом. С детства маленькой личности надо прививать любовь к музыке, причем как к классической, так и к качественной части современных произведений. А особенно - любовь к народной песне, к музыке своего народа.
Музыка является действенным средством эмоциональной коррекции, т. е. помогает детям найти и принять нужное эмоциональное состояние. Она влияет на ритм сердца и дыхания: гармонические созвучия и повторения знакомых музыкальных фраз замедляют пульс, делают дыхание более глубоким и равномерным; диссонансы, напротив, требуют напряженного вслушивания, ускоряют пульс и частоту дыхания. Усиливается и мышечная активность, если их началу предшествуют звуковые впечатления, когда же музыка служит фоном, она удваивает все эмоции и делает яркими образные представления детей. Музыка по своей сути способствует и интеллектуальному развитию ребенка, что способствует подготовки их к обучению в школу.
Работая музыкальным руководителем в детском саду, я поняла, что это не просто должность, это звание, которое нужно нести с достоинством, это огромная ответственность перед дошколятами, которым потом выходить в большую жизнь. Хотелось бы вспомнить слова С. Коненкова: «Я никогда бы не вступил на путь искусства, если бы с детства не полюбил музыку». «Музыка двигала мой резец. Без музыки я не смыслю творческой жизни. Без нее нет фантазии и окрыленности».
Моё главное предназначение, как музыкального руководителя в том, чтобы донести эту красоту, в мир музыки до каждого малыша, чтобы он смог увидеть, понять и почувствовать всю прелесть этого удивительного мира. Воспитание красотой облагораживает души, утончает чувства ребёнка настолько, что он становится восприимчивым к слову, живописи, музыке. Иногда это происходит не сразу, но надо ждать, верить в ребёнка, и тогда он обязательно полюбит прекрасное.
Благодаря музыкальным занятиям, где обязательно присутствуют все виды музыкальной деятельности : слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игры, инсценировки, игра на детских музыкальных инструментах, творчество и т. д., дети получают различные знания, умения и навыки. У ребят развивается слух, чувство ритма, певческие и танцевальные навыки, раскрываются исполнительские возможности. Занятие стараюсь строить так, чтобы каждый ребёнок испытывал ощущение удовлетворённости и удовольствия от выполнения разнообразных видов музыкальной деятельности, самоутверждался, учился творчески мыслить. Я помогаю детям попробовать себя в каждом виде деятельности, и вижу в каждом ребенке таланты и способности, помогаю развить их в дальнейшем. Когда-то великий педагог В. Сухомлинский сказал: «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!» И я верю, помогая детям.
За время работы музыкальным руководителем я поняла, что дать знания, развить умения и навыки - это не самое главное. Гораздо важнее пробудить интерес к музыкальному искусству, музыкальной деятельности, создавая атмосферу праздника, чтобы от каждого занятия дети ожидали чуда, волшебства. Когда в конце занятия дети обнимают меня и, заглядывая в глаза, спрашивают: «А мы ещё придём к вам?», я чувствую огромную радость. Заходя в группу, дети подбегают ко мне и спрашивают: «Будет ли сегодня музыка?» Я чувствую, что я делаю все правильно, и как я люблю музыку, так и мои дети живут в музыке. Здесь хотелось бы вспомнить слова З. Левина «Любить музыку - это большое счастье!».
Когда я вижу на детских лицах столько радости и восторга, верю сама: музыка способна поселить в маленьких сердцах доброту, искренность, любовь! И я рада дарить своим воспитанникам частичку своего сердца, своей души. Моих воспитанников часто сравниваю с волшебниками - мои малыши могут многому научить взрослых: удивляться, смеяться, забывать о плохом. Глядя на них, я понимаю, что очень часто только благодаря детям, я могу справиться с какими- то жизненными трудностями и невзгодами. Дети - как живительный источник, дающий силы и наделяющий оптимизмом. Для меня важно не просто сделать детей счастливыми, но и научить их, как можно сделать счастливыми других людей!».
Музыка открывает каждому целый мир высоких чувств, стремлений, надежд, мыслей. Учитесь слушать и ценить музыку. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.
Что такое звуки?
За окном метель…
Что такое звуки?
По весне капель,
Это струны ливня, это первый гром!
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка живёт во всём.