Татьяна Курильченко
Эссе «Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное учреждение – это первая образовательная организация, куда поступают дети. Поступая в детский сад, дети начинают новый этап жизненного пути, который сопровождается колоссальными изменениями в его жизни. Приходя первый раз в группу младшие дошкольники сталкиваются с отличительным от дома климатом и режимом, что может вызвать стресс.
Адаптация представляет собой сложный процесс направленный на приспособление к новой среде. С периодом адаптации сталкивается каждый человек, на протяжении своей жизни, в частности и при поступлении в детский сад.
Публикация «Эссе „Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Сделать вхождение и привыкание к детсадовской жизни более благоприятным и легким, по сей день остается немаловажной задачей для педагогов и родителей детей. Успешная адаптация несет в себе залог стабильного психического состояния детей во время нахождения в дошкольном образовательном учреждении и дома. Так же от того насколько удачно пройдет период адаптации будет зависеть последующее отношение ребенка к другим детям, к персоналу сада и к дошкольному учреждению в целом.
Уровень готовности к адаптации зависит от индивидуальных особенностей детей. Если ребенок по каким- либо причинам не готов к адаптации, то это может нанести ему вред, как моральный, так и физический. Так же могут возникнуть проблемы со сном, аппетитом и его эмоциональным состоянием. Трудности в адаптации из-за конфликта между требованиями нового окружения, возрастом ребенка и его личностными способностями приводят к негативным последствиям. Прежде всего, причиной успешной адаптации служит комфортная, и эмоционально благополучная среда,в которой прибывает ребенок. Нужно помнить, что у младших дошкольников еще идет процесс развития функциональной системы и у каждого ребенка могут быть свои особенности социальной адаптации.
Поэтому, в целях сохранения стабильного психофизического состояния ребенка, ученые советуют детально изучить вопрос касающийся адаптации и подойти к этому периоду с ответственность. Создать условия которые помогут детям войти в детсадовскую жизнь как можно безболезненнее – это общая задача педагогов детского сада и родителей. Это требует предварительной семейной работы. Развитие интегративных потребностей в поведении ребенка и координация его поведенческих реакций дома и в детском саду, являются важнейшими условиями, помогающими ему адаптироваться. Залог успешной адаптации ребенка зависит не только от педагогов, но и от родителей. Работая сообща, можно привить детям не только дисциплинированность и ответственность, но и любовь к детскому саду, как ко второму дому. А если ребенок в детском саду будет чувствовать себя комфортно, как и дома, адаптационный период пройдет для него легко и быстро.
Адаптация детей в дошкольных образовательных учреждениях - это первая попытка приобщения детей к обществу. Большое значение имеет - организация психологической поддержки семьи в этот промежуток времени, для того чтобы создать комфортные условия для успешного прохождения процесса адаптации. В то время, когда ребенок поступает в дошкольное образовательное учреждение, социальный опыт, приобретенный в семье, может стать основой для успешного личностного развития.
Дети, которые изначально уже были подготовлены к смене пространственной и психологической среды, легко адаптируются, быстро привыкают к новому режиму и особо не чувствуют дискомфорта. У некоторых же, период адаптации затягивается и влечет за собой неблагоприятные последствия, например, в виде стресса у детей и их родителей.
Реалии в современном мире таковы, число детей для которых адаптация к детскому саду является несложным жизненным этапом, значительно снижается и соответственно число детей, для которых момент адаптации становится тяжелым – растет.
Готовится к детскому саду нужно заранее, а не во время посещения дошкольного учреждения. Среди родителей ходит ошибочное мнение, что их детей всему научат воспитатели и педагоги в дошкольном учреждении. Если с ребенком будут заниматься дома, то уже во время адаптации ему будет легче и спокойнее.
Если работа будет вестись только с одной стороны, например, со стороны педагогов дошкольного учреждения, а семья не будет вкладывать свои усилия в развитие ребенка в период адаптации, то ждать высокой адаптивности младшего дошкольника не стоит.
Для того чтобы адаптация прошла более успешно, нужно не торопиться и постепенно проходить все её этапы совместно с ребёнком и его родителями.
Адаптация детей к детскому саду - это процесс, который является результатом координации между детьми и внешним миром в организациях дошкольного образования, адаптации к новой среде, адаптации к структуре взаимоотношений с педагогами и сверстниками, а также установления моделей поведения, соответствующих нормам и правилам, принятым в группах детского сада. Адаптация как процесс обычно занимает разное время у детей разного возраста и зависит от возраста ребенка, его навыков и умений, умственных и физических способностей.
Одна из главных ролей в оптимизации процесса адаптации принадлежит воспитателям детских садов и психологам. Позволяя детям активно взаимодействовать с тем, что происходит вокруг них, помогая развивать различные навыки, соответствующие возрасту, и поощряя общение с другими детьми и персоналом детского сада, они могут помочь в решении воспитательных задач, а так же облегчить и ускорить процесс адаптации.
Детский сад- это важный этап в развитии ребенка, во время которого каждый из них переживает сильный адаптационный стресс. При этом большая ответственность за благополучное прохождение ребенком этого периода ложится на плечи родителей и педагогов, так как успешная адаптация к дошкольному образовательному учреждению зависит от множества условий, созданных в детском саду, а также условий, в которых растет и развивается ребенок.
Таким образом для успешной адаптации ребенка важно учитывать такие факторы как – работа педагогов с семьей воспитанника, компетентность персонала дошкольного учреждения, индивидуальные качества и потребности ребенка, правильно подобранный подход к дошкольникам, развитие благоприятной и комфортной для психики атмосферы. Ведь если не будет комплексного подхода к проблеме, то и не будет положительных результатов.
Список литературы
1. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад / Н. Д. Ватунина. - М. : Просвещение, 2000. - 216 с.
2. Гринин Л. Е. Адаптация детей и психологическая безопасность / Л. Е. Гринин. - Москва : Учитель, 2018. - 108 с.
3. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ / Н. Кирюхина. - Москва : Дашков и К, 2018. - 112 с.
4. Козлова С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : Владос, 2004 - 416 с.
5. Ольшанская М. Н. Взаимодействие семьи и педагогов детского сада в период адаптации детей к условиям детского сада / М. Н. Ольшанская, Р. А. Родионова, М. В. Фомовская // Молодой ученый. - 2018. - № 46.2 (232.2). - С. 85-89.