Анастасия Ваганова
Эссе «Моя профессия воспитатель!»
▼ Скачать + Заказать документы
Кто я? Человек, живущий за и во имя детских голосов, человек,
Играющий много ролей…Словом
Волею судьбы – воспитатель.
Какова цель воспитателя, приходящего
К детям? Научит Истине? Добру? Красоте?
На свете есть много различных профессий,
Но в каждой есть прелесть своя.
Но нет благородней, нужней и чудесней
Чем та, кем работаю я!
Мы – Воспитатели,
Нам обязательна любовь к профессии своей.
У нас задание – все наши знания – на
Воспитание детей.
Публикация «Эссе „Моя профессия воспитатель!“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Именно эти слова стали своеобразной путеводной нитью в моём становлении, как педагога и творческой личности.
Что можно рассказать о моей профессии педагога дошкольного образования. Да очень много! Главное состоит в том, что эта профессия не терпит лжи, лицемерия, нетерпимости, не уверенности в свои возможности, не уважения к себе, своим коллегам, родителям, а самое основное – без любви к детям. Кажется совсем недавно я тоже ходила в детский сад. Моими воспитателями – наставниками были замечательные женщины, наши «мамы»Барабошина Вера Александровна и Блёскина Галина Борисовна. Эти замечательные женщины воспитатели делали для нас всё, чтобы нам было хорошо и уютно, когда рядом нет родных и близких. До сих пор я вспоминаю занятия, которые они проводили с нами –несмышлёнышами. Учили лепить, рисовать, клеить, правильно держать в руке карандаш. А какими интересными были утренники и праздники, где мы пели, плясали, рассказывали стихи.
Всё это навсегда запало в душу. Наши воспитатели прививали нам любовь к труду, учили отличать хорошее от плохого, крепко дружить и уважать старших, всегда приходить на помощь в трудную минуту слабому. Жаль, что время в детском саду пролетело очень быстро. Мы выросли! Пять лет это не малый срок, чтобы познать что – то новое и прекрасное. А впереди был выпускной. Расставание с любимыми игрушками, «живым уголком», а самое главное – с воспитателями. Сколько было пролито слёз, послано воздушных поцелуев, спето песен, рассказано стихов, исполнено песен и всё для тех, кто все пять лет вёл нас к школе. Много Было сказано добрых слов в адрес всего коллектива.
Мы стали старше. Уходя из детского сада дети и родители не стыдились слёз. Впереди был путь к дальнейшему познанию – путь в школу.
До наступления момента, когда надо было определяться с выбором профессии, оставалось совсем немного времени. Для меня этот вопрос никогда не стоял очень остро. С детских (садовых) летя точно знала: «Буду воспитателем».Именно авторитет моих воспитателей, их целеустремлённость заставили и меня сделать этот не простой выбор и я не каюсь. Только поэтому я пошла, учиться в Кинешемское педагогическое училище. В процессе обучения ожидая чего – то нового, неизведанного, интересного. Всегда с тревогой шли на встречу к детям.
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш…»
В. А. Сухомлинский
Страшновато вступать на этот неизведанный путь, но энтузиазм, любовь к детям, любопытство, целеустремлённость победили. И вот я педагог в дошкольном учреждении, а попросту – воспитатель.
Начало трудовой карьеры давалось очень нелегко. Маленькие детишки, которые впервые идут в детский сад и к незнакомой «тёте» с большим трудом отпускают свои ладошки от мамы. Плач, крики, оценивающие взгляды родителей и коллег. В глазах родителей тревога и вопрос: «А плохо не будет?» Интересно наблюдать за тем, как плачущий малыш осторожно переступает порог своего «второго» дома. Вскоре он спокоен и с интересом берёт в крохотные ладошки новые игрушки, а сам с настороженностью поглядывает на «тётю». Ведь именно она становится его «второй» мамой. С каждым днём они всё больше привыкают к новой обстановке, знакомятся друг с другом, начинают общаться. Очень жаль, что мы не можем запечатлеть все счастливые, радостные, грустные и неожиданные моменты проведённые детьми, в разном возрасте в детском саду. А как было бы здорово посмотреть в будущем, как дети учились держать ложу, самостоятельно кушать, одеваться, застегать пуговки, завязывать шнурки. Все их капризы, мимика, жесты могли бы о многом поведать родителям.
Кто – то очень настойчив, добивается поставленной цели. Кто –то плаксив, кто – то ленив, а кто –то категорически отказывается от всего. Навыки во всём приходят постепенно. Педагог вкладывает в этот процесс много сил и терпения. И как он бывает рад, когда дети кричат: «А у меня получилось!» «Молодец»- слышит он в ответ добрый голос педагога. Так приходят маленькие победы, и растёт взаимопонимание среди малышей и педагогом
Педагогический опыт приходит с годами. Энергии, заботы, любви, неуспокоенности, целеустремлённости, азарта - хоть отбавляй. Но хочется сделать ещё что –то. И чтоб это что – то было ещё лучше.
Благоустройство и оформление группы, подсобных помещений, подготовка к праздникам, разучивание песен, игр, стихов, всевозможные занятия, забота и ласка к детям делают своё доброе дело. Ребятишки с удовольствием и трепетом бегут по утрам в детский сад, где их ждёт любимый педагог. Ты начинаешь понимать, что становишься для них «второй мамой». Именно «мамой», а не «тётей» как в начале.
Стезя педагога дошкольного воспитания очень тяжела. Именно в детском саду детям даются первые навыки в общении друг с другом, учат доброте, уважению, взаимопониманию. Кроме всего они делают первые шаги к получению, какого – то дополнительного развития: лепка, рисование, пение, физкультурные занятия, танцы. Как бы ни складывалась окружающая жизнь, перед ребёнком я стараюсь открыть как можно больше путей и, уж конечно, в первую очередь, помочь вступить в мир воображения, фантазии, творчества. Главным критерием воспитания малышей является уважение друг к другу, доброта, взаимовыручка и взаимопомощь. Из малышей можно «лепить» всё. Они как пластилин, но каждый со своим характером и нравом. Не всегда удаётся сразу подобрать ключи к маленькому человечку. На это уходит много времени. Доброе отношение и ласка помогут растопить даже толстый лёд. Я учу детей видеть, чувствовать, слышать. Создаю условия для того, чтобы при взаимодействии различных видов деятельности собственный опыт ребёнка использовался для развития продуктивного мышления. Дети – народ непоседливый, шаловливый, любознательный, много говорящий и задающий множество вопросов. Одно слово «ПОЧЕМУ» может в течение рабочей смены вывести из равновесия любого. Но для того я, воспитатель, должна в доступной и понятной форме ответить им на поставленный вопрос. Порой это очень трудно сделать сразу, не могу найти ответ. Извиняюсь перед ребёнком, а дома «залезаю» в литературу, чтобы найти ответ. Глупо выглядеть перед ребёнком очень не хочется. Вот по этому приходиться много читать, чтобы быть во все оружии перед малышами. Хорошая работа педагога во многом зависит от повседневного общения с родителями детей. Если родители скрывают недостатки своих детей от педагога, в этом случае ему будет трудно с ним общаться, не говоря уже о детях. Такие дети могут остаться одни, что нежелательно в детском коллективе.
Творческая деятельность несёт немаловажную функцию в жизни ребёнка – функцию объединения и создания творческого союза с взрослыми. Совместные праздники и занятия помогают объединяться взрослым и детям. Родители получают возможность наблюдать и изучать ребёнка в новой обстановке. Они видят, как чувствует себя ребёнок в детском коллективе, занимается сложной для него интеллектуальной работой. Это новое знание о ребёнке помогает не просто сохранить его мир, его здоровье, но и строить процесс обучения и развития, воспитания, создавая оптимальные условия дома. Совместно с родителями я создаю удобный мостик перехода от увлекательной дошкольной жизни к интересной, но не простой школьной жизни. Родители и педагог идут рука об руку. В таком тандеме всё всегда отлично.
Самым трогательным моментом, для педагога детского сада, это выпускной бал. Да, именно бал! В этот день ребятишки, не осознавая того, что детство закончилось, нарядные с цветами приходят в свой «второй» дом – в последний раз. Они весело «щебечут», спорят, смеются, прыгают, бегают, берут в руки любимые игрушки. Они рады тому, что стали взрослыми ещё на один год. А вот некоторые тихо подходят к педагогу, садятся с ним рядом и ласково гладят по руке. Этим самым дети выражают благодарность и любовь к педагогу. Для педагога это горькое и в тоже время радостное событие. Уходят повзрослевшие дети с багажом знаний.
Педагог, который прошёл с детьми творческий путь к познанию вступает с ними в особые, доверительные отношения. Только для него в этот торжественный день звучат песни, стихи, пляски, игры, благодарные слова и море слёз. Всё это для тебя добрый, ласковый, любимый воспитатель. А завтра вновь на работу, ведь там будут ожидать новые малыши – неумейки.
Но до выпускного ещё надо получить знания, пройти обучение, закалку и просто приходить в детский сад. Чтобы работать более эффективно, повышать свой профессиональный уровень, приходится искать дополнительную литературу, а это совсем не просто. Но тот кто отдаёт своей работе душу, а иногда и самого себя, добивается поставленной цели. Под натиском познаний, новых открытий, новых методов воспитание и обучение детей идёт вперёд. В итоге цель оправдывает средства.
Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта. Как интересно смотреть в детские глаза, когда они блестят от радости. Победы над чем – то непознанным, новым, интересным. Какие знакомые, счастливые улыбки расплываются на их лицах, когда всё отлично, и они понимают, что всё получается. Очень тяжело смотреть на детей, когда они чем – то огорчены. А как морщатся их маленькие лобики и вверх поднимаются брови, когда они о чём – либо думают, решают поставленные задачи, просто удивляются. И вот задача решена. Вверх взметнулись руки. «Ура! У нас получилось!» - летит восторженный крик. Исследовательский метод обучения для дошкольника – главный источник получения знаний и представлений о мире, он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, речь и коммуникативные навыки. Это позволит ему успешно адаптироваться сначала в детском саду, затем в школе и в дальнейшей жизни. Это счастье для педагога, когда он и дети – единое целое. Мы одна семья! Выходя из детского сада в огромный мир, дети берут с собой тот багаж знаний, навыки доброты, взаимоуважения, взаимовыручки, любви, которые им дал педагог. С этим багажом многие не расстаются всю жизнь. В дальнейшем, рассматривая фотографии, будут украдкой смахивать слезу и добрым словом вспоминать воспитателей, своих друзей. Встречаясь с воспитателем на улице, счастливо и открыто улыбаться. Какое это счастье видеть плоды своего нелёгкого труда. Осознавать, что ты причастен к воспитанию детей, становлению его как личности и выходу на жизненный путь. Всем известно, что человеку с творческим складом ума легче найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой, достичь высоких результатов. Ведь важен сам процесс поиска, вдохновения и открытия, воспитывающий вкус к собственному развитию и ребёнка и педагога. Вместе с моими детьми меняюсь и я, ежедневно закладывая «кирпичик» в формировании новой личности.
Работать самоотверженно, с любовью, с уважением к себе и другим, только так я представляю свою работу в дальнейшем. Без этих качеств мы не сможем растить будущее поколение нашей огромной страны.
Мои педагогические аксиомы просты:
Если я хочу, чтобы ребёнок стал умным, необходимо, прежде всего, заботиться о его духовном и телесном здоровье;
Если я хочу, чтобы ребёнок научился сам добывать знания, процесс умения должен быть весёлым и радостным;
Если я хочу, чтобы ребёнок вырос сильной личностью, необходимо сохранять и развивать его уникальность и неповторимость;
Я часто вспоминаю слова Я. А. Коменского: «Наша профессия самая лучшая, как никакая другая под солнцем».
«Кто придумал судить о возрасте по числу прожитых лет?
Ну, а если ты полон бодрости, если любишь ты белый свет,
Если мир ты наполнил – красками, где отсутствует чёрный цвет,
Если ты не скудеешь ласками и мечтателен, как поэт.
Если ты стремишься к новому, и тебя не влечёт покой,
Воспитатель тогда от Бога ты, Оставайся всегда такой».
Отдавать себя детям – значит продолжить в них себя самого, своё «Я», своё сознание, свою культуру, предоставляя возможность каждому ребёнку раскрыть свои индивидуальные способности.
Судьба…скажу ли я ей «спасибо»? Конечно же, да. Спасибо за те минуты, когда ребёнок обретал веру в свои силы, веру в себя. Именно в такие минуты я благодарила судьбу, что пошла по этому пути.
Я – женщина. Природой во мне заложено стремление к созиданию, к красоте. Учу детей различать добро и зло, бужу их эмоции, их души, помогаю им стать творцами…
Где же взять силы для ежедневного вдохновения? В себе самом и пытливых детских глазах, заинтересованных, вопрошающих, ожидающих. Не оправдывать их надежды не возможно.
Они в меня верят…
«Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества». В. А. Сухомлинский.