Яна Михайлова
Эссе педагога дополнительного образования «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Когда я была маленькая, моя бабушка брала меня к себе в гости на выходные. Дома мы без дела не сидели: лепили пельмени, стряпали печенье, вышивали гладью, крестиком. Мне очень нравилось что-нибудь делать своими руками. С первого класса я посещала театральную студию, различные кружки: мягкой игрушки, рисования, макраме.
Когда я училась в 6-м классе к нам на занятия пришла Марина Евгеньевна Камнева, пригласила ребятишек в фольклорный ансамбль. Она принесла с собой русский народный костюм: сарафан, рубаху и головной убор и примерила на моей подружке. Нам так понравился костюм и рассказ о том, что же такое фольклор, какие красивые песни пели наши предки. Многие из моего класса записались к ней на занятия. В итоге организовали ансамбль из 15 девочек. Название «Отрада» придумали мы сами. На занятиях пели песни Алтайского края, вышивали и шили костюмы, плели из бисера украшения. Много чему мы научились у Марины Евгеньевны и с тех пор мой девиз по жизни стал: «К чему душа лежит, к тому и руки приложатся».
Публикация «Эссе педагога дополнительного образования „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
После окончания школы я поступила в институт культуры и искусств, как раз на первый пробный курс по специальности «Народная художественная культура». Во время учебы не забывала об ансамбле и продолжала посещать репетиции. Мы ездили на творческие фестивали, общались с людьми разных национальностей, обменивались песнями, народными играми. Я все больше влюблялась в русскую традиционную культуру. Уже на третьем курсе устроилась педагогом дополнительного образования в Центр эстетического воспитания детей «Песнохорки», проводила занятия по «Русской традиционной культуре» на базе общеобразовательных школ, в группах продленного дня. После окончания института пришла работать в студию народного творчества «Отрада».Проводила занятия с детьми по бисероплетению и ткачеству.
В 2014году студии народного творчества «Отрада» исполнилось 20 лет, и все эти годы я продолжала свой творческий путь вместе со своим ансамблем и сейчас передаю свой опыт, обучая дошколят «Русской традиционной культуре».
Родителям и педагогам с самого раннего детства ребёнка необходимо учитывать, что формирование многих личностных качеств начинается с восхищением тем, что видит перед собой ребенок, что вызывает в его душе отклик. Моя миссия, как педагога дополнительного образования, состоит в формировании общей культуры личности ребёнка через воспитание любви к народному творчеству, чтобы русская народная культура не угасла. Особенно важно привить любовь и уважение к нашей Родине. Народная педагогика с младенчества прививала любовь к русской культуре, через колыбельные песни, потешки, народные игры, праздники и обряды. Сегодняшнему дошкольнику не понятен смысл многих слов, составляющих структуру русского фольклора, он утрачивает важные моменты для развития познавательной деятельности. Леших и домовых заменили «покемоны» и «черепашки-ниндзя», былинных героев – «роботы-монстры». Но ведь только знание прошлого позволяет полноценно овладеть настоящим. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров вместе с насаждаемой телевизионной рекламой – всё это создаёт предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы. Именно поэтому педагогам дошкольных организаций просто необходимо использовать русский фольклор в разных видах деятельности: при организации и проведении режимных моментов, непосредственно образовательной деятельности, наблюдениях, при проведении народных подвижных игр, в театрализованной деятельности. Наш зык богат сравнениями, эпитетами, олицетворениями, гиперболами, метафорами. Неоднократное повторение и заучивание потешек, прибауток, закличек, загадок, пословиц, проведения инсценировок помогают активизировать словарь детей.
Перспективы профессионального развития вижу не только в хорошем знании «своего» предмета и технологиях его развертывания, но и в том, чтобы широко использовать возможности «своего» предмета в социуме (укрепление социальных связей с семьями воспитанников, учреждениями образованиями, культуры и т. д.).
Условием успешности моей профессионально-педагогической деятельности выступают гуманитарные смыслы (любовь к ребенку, доверие, личностная обращенность, педагогический оптимизм, а также соблюдение общечеловеческих ценностей, непрерывное самообразование. Я стараюсь организовывать деятельность таким образом, чтобы дети получали возможность проявлять собственную активность, познавательный интерес к истории, современности и будущему своей малой Родины. Каждый народ имеет свои корни. Только на основе ознакомления с природой своего народа, можно понять его настоящее и предвидеть будущее, участвовать в его созидании. Народ, не передающий всё своё ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Хочется закончить словами Д. С. Лихачё ва: «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у неё не только ветки, но и корни».