Наталья Котова
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
«МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ФИЛОСОФИЯ»
Автор: Котова Наталья Викторовна, воспитатель, МБДОУ «Хоронхойский детский сад».
«Детство- важнейший период человеческой
жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая,
яркая,самобытная, неповторимая жизнь. И от того,
как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детс-
кие годы, что вошло в его разум и сердце из окру-
жающего мира,- от этого в решающей степени за-
висит, каким человеком станет сегодняшний
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
малыш.»
(Сухомлинский. В. А.)
Я всегда мечтала стать воспитателем. Что побудило меня выбрать профессию воспитатель? Примером для меня стала моя мама. Она двадцать четыре года проработала воспитателем, все свои знания, всю свою душу отдавая детям, своим воспитанникам. Когда я была подростком, то помогала маме готовить наглядное пособие на занятия. Я и мои сестрёнки, и мама: раскрашивали, клеили, лепили, вырезали. Каждый вечер открывалась творческая мастерская. И заниматься, и творить в ней было увлекательно и интересно.
Помню, как ещё совсем маленькая девчушка Наташа (так меня называют родные) играла в детский сад, в школу. Я рассаживала кукол, двух младших сестёр, иногда маму, входила в класс и важным голосом говорила: «Здравствуйте, дети!».Моя мама,была в те годы, когда я была маленькой, для меня доброй волшебницей. Она умеет делать всё и не боится трудностей, хотя на её долю выпало много испытаний. И эти испытания закалили её характер. Она вырастила меня : доброй, отзывчивой, трудолюбивой. Научила меня шить, вязать на спицах и крючком, мастерить различные поделки. У меня было счастливое детство.
Закончила школу, поступила в педагогическое училище. Училась я легко, все предметы мне нравились. Вспоминаю своих преподавателей с огромной благодарностью. Ведь это они нам внушили: «Прежде чем судить о человеке, посмотри сначала на себя, даже в самых трудных ребятах найди что-то хорошее, а потом строй свою линию общения с ними.» Вот так я и работаю.
Что для меня мой детский сад? Мой детский сад – это прежде всего дети. Всё что я делаю в детском саду, я делаю ради них, ради того, чтобы они росли, развивались. Мой детский сад – это родители. Они мои главные помощники. Я стараюсь найти подход к каждому. Для меня детский сад – второй дом, и когда утром я с радостью иду на работу, а вечером спешу домой, знаю : в этом и заключается педагогическое счастье.
Мой детский сад – это мои коллеги, сотрудники, которые всегда окажут помощь, поддержат в трудную минуту.
Что детский сад для ребёнка? Для ребёнка детский сад – это первая ступенька в страну знаний. И как важно, чтобы малыш встал на эту ступеньку, чтобы ему захотелось подняться по ней дальше. Глядя в доверчивые глаза ребёнка, невозможно его обмануть и хочется всё сделать, чтобы из этого маленького человечка вырос и сформировался Человек с большой буквы. Родной дом, семья – самое тёплое место на Земле. Но наши малыши большую часть времени находятся в детском саду. Поэтому здесь должно быть также тепло, безопасно и уютно, как дома. и я стараюсь создать для детей такую атмосферу. Глядя на то, с какой неохотой они уходят вечером домой, и с какой радостью забегают утром в группу, считаю, что мне это удаётся.
Интересы, потребности детей побуждают меня много думать, много переживать, искать, отказываться от сковывающих шаблонов. привычек, находить такие методы и приёмы работы, которые способствовали бы наиболее полному раскрытию неповторимого потенциала каждого ребёнка. Я считаю, что только через любовь, взаимопонимание и взаимоуважение можно достичь любых высот, помочь ребенку раскрыться, открыть его внутренний потенциал, сделать его уверенным в себе и успешным в жизни. Я убеждена, что сделать это можно в период дошкольного детства. Детство - это удивительный мир, яркая неповторимая страница жизни каждого ребенка, важнейший возрастной этап, период старта и становления личности. Именно оно определяет все дальнейшее развитие ребенка. Для маленького ребенка все важно в детском саду: и уют в группе, и красота игрушек, и взгляд, и слово воспитателя, и сверстник, даже солнце, которое светит в окно ярче обычного. Прав оказался В. П. Шереметевский в своем высказывании: «Все дело обучения маленьких людей слагается из мелочей. Из всех мелочей незаметно закладывается фундамент, без которого все здание образования и шатко, и валко, и на сторону». Поэтому каждая мелочь, которая каким-либо образом касается ребенка, имеет определенный смысл.
Моя задача - развернуть перед детьми всю палитру интересной и разнообразной деятельности. Мое педагогическое кредо, как педагога и родителя, основано на принятии ребенка, ориентации его на успех. Моя цель - сделать детство для каждого ребенка счастливым, интересным, беззаботным и радостным, чтобы каждый малыш, повзрослев, всегда вспоминал его с улыбкой на лице и пронес эти воспоминания через всю жизнь.
Не могу не согласится с В. А. Сухомлинским, который писал : «Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда,когда он живёт в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого засушенный цветок.» Своим цветочкам я помогаю раскрыться, учу их идти трудными дорогами познаний, не ждать готовых решений, а искать и находить самим знания. Моя задача, заключается в том, чтобы не просто давать знания, а привить тягу к самопознанию. Дети для меня друзья и младшие коллеги. А почему младшие коллеги? Да, потому что всё мы делаем вместе: вместе играем, вместе познаём мир, вместе веселимся, вместе грустим. Относясь к ним уважительно, серьёзно воспринимая их проблемы, стараюсь вызвать чувство доверия и уважения, и они это чувствуют, отвечая мне взаимностью. Испытываю огромное удовольствие, когда вижу, что сумела передать частичку своих знаний, помогла им найти себя. Дети, как губка – впитывают всё хорошее и плохое. Им не важно, что у тебя неприятности, что у тебя плохое настроение. Им важны твои глаза, твой голос, твоё сердце, твои руки. И понимаешь, что ты здесь для того, чтобы их жизнь продолжалась и была полной, чтобы они были защищены и накормлены, ощущали, что их здесь любят. А вечером за ними приходят родители. Конечно ты не плачешь каждый день, когда их забирают домой. Ты плачешь раз в четыре года, в конце мая, когда ясно осознаёшь, что Лёни, Алёши, Кати, Саши, Насти, Коли, Егора… уже не будет в твоей группе. Они не придут с утра и их глаза не встретятся с твоими глазами, ты не дотронешься до них, они не возьмут тебя за руку – они уходят от тебя…- и это грустно, каждый раз это очень грустно. Они уходят из детского сада, уходят в другую жизнь, но в моём сердце остаются навсегда. Кажется, что другие дети будут чужими, и я не смогу их полюбить, так как прежних. Но увидев распахнутые глаза, понимаешь – я нужна им, а они нужны мне. И так из года в год, из поколения в поколение. Было прочитано много научно-методической литературы и в каждой из них находила, что-то особенного только для себя. Уходя в очередной в отпуск, не могла дождаться, когда вновь увижу своих голубоглазых, упрямых, тихих, ласковых и таких родных мальчишек и девчонок! Как они там без меня? Кому расскажут свои детские «секретики» и поделятся маленькими тайнами шепча на ухо заговорческим голоском. Тогда- то навсегда поняла, что дети желают видеть в нас друга и товарища, который слышит, понимает и принимает их такими, какие они есть. Со всеми достоинствами и недостатками, не навязывая при этом поучительные указания. А главное быть для них полноправными партнерами во всех делах и начинаниях!
Роль педагога в реализации современных педагогических проблем велика. Воспитатель должен быть хорошо подготовлен теоретически, много читать, знать, уметь передавать свои знания в доступной занимательной форме, учитывая психолого – педагогические, возрастные особенности воспитанников. Педагог нашего времени – это грамотный специалист, обладающий высоким профессиональным мастерством; это чуткий, всегда готовый к взаимопомощи и сотрудничеству коллега. Это просто хороший человек, который любит детей.
Воспитатель – это мудрый судья, невольно оказавшийся в центре конфликта, как настоящий миротворец сглаживает противоречия, чтобы прийти к гармонии. Он как Фемида, на весах правосудия взвешивает добро и зло, поступки и действия, но не карает, а старается предупредить. Хороший воспитатель – это актёр, сценарист, художник. В его силах превратить любую деятельность в удовольствие. Вырастить человека, в полном смысле этого слова- это значит, совершить чудо, которое совершают педагоги наших детских садов.
Воспитатель – это не просто педагог, а упорнейший трудяга. Его мастерство – не счастливые находки, а результат кропотливого труда. Я нахожусь в постоянном поиске и не даю себе остановиться на достигнутом. Во всем хочется дойти до самой сути, свершать открытия и схватывать нить событий. Я обыкновенный педагог : «бессеребренник», не ждущий от судьбы ни почестей, ни наград. Мое счастье, как любого другого работающего, в том, чтобы увидеть плоды своего нелегкого труда.
Профессия воспитателя ответственная, серьёзная и очень светлая, приносящая радость от общения с детьми. Осознавая, для чего я в детском саду, и кто я детском саду,отношусь к себе достаточно требовательно. Потому что воспитание и развитие ребёнка должно в первую очередь начинаться с развития педагога.
Что касается проблем в дошкольном образовании, то прямо скажу они есть. Но какие бы они не были, я ни коем образом не отражаю их на своих воспитанниках. Поэтому в воспитательно – образовательном процессе использую такие педагогические технологии, как мультемедийные (диски с демонстрационным материалом, сказкотерапевтические, здоровьесберегающие, эксперементирование. Тезисы моей педагогической философии предельно просты. «Удивляясь - удивлять, увлекаясь - увлекать” – вот так я бы сформулировала основной. Любое познание мира начинается с удивления. Удивление – это эмоции, это интерес к предстоящему делу, это мотив к действию. В моих силах превратить любое детское занятие в удовольствие, нечто удивительное и увлекательное. Недаром говорят: «Творчество - вот лучший учитель!». Вырастить человека в полном смысле слова - это значит совершить чудо, и такие чудеса я, обыкновенный воспитатель, стараюсь совершать ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Рассказать, показать, объяснить – этого недостаточно. Важно суметь увлечь и за собой вести каждого ребенка, работать с ним в содружестве и сотворчестве, быть ему во всем примером. Не обучать его, а жить с ним, вселять в его душу любовь и веру. Важно научить своих воспитанников идти трудными дорогами познаний, не ждать готовых решений, а искать и находить знания самим.
Поэтому я и выбрала профессию воспитателя, так как она требует огромных знаний, любви к детям, терпения, внимания и понимания каждого малыша.