Оксана Муравьева
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Моя педагогическая философия»
«Работать воспитателем в детском саду - это значит верить, что каждый ребенок способен, что каждый ребенок может и добьётся, что у каждого ребенка есть талант. Если воспитатель верит, то результат безусловно будет!»
Каждому человеку, не только воспитателю, очень сложно описать свои мысли и эмоции на чистом листе бумаги. Очень много вопросов, на которые я хочу дать себе ответ. Почему я стала воспитателем? Почему осталась в этой профессии до сегодняшнего дня? Почему не попыталась поменять её на любую другую, спокойнее моей, более оплачиваемую? Да потому, что я не могу без них: капризных и шумных, веселых и озорных, плачущих и любящих искренне – по - детски! Когда меня спрашивают о том, куда я иду утром, имея в виду мою работу, я всегда отвечаю: «К детям!» Вот уже много лет они являются объектом моего служения, предметом моей любви, смыслом моей жизни. Я вхожу в садик, где меня ожидают вечно неугомонные и радушные дети. Постоянна только любовь к этим неравнодушным созданиям, которые ждут от тебя поучительного урока, задумчивой притчи, красивой легенды из «архива времени». Я с детства мечтала стать воспитателем. Первое сочинение, написанное мною, было на тему «Кем я буду, когда вырасту?» Я написала, что обязательно вернусь в детский сад.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
1980 год, мне 6 лет. Я рассаживаю всех своих подруг и, подражая своей воспитательнице Синицыной Инне Константиновне, провожу занятие, и не одно. Взрослой фразы «Педагогическая философия» я еще и не слышала: моя мама экономист по профессии, среди родственников тоже не было ни воспитателей, ни учителей. Но, как я думаю, в том далеком и прекрасном детстве рождалась эта самая философия.
Сегодня на дворе XXI век, 2014 год. Воспитателем я отработала 14 лет. Самое ценное и дорогое, что есть у каждого человека – это семья, дети, родители и Родина. Если я смогу привить им любовь ко всему что их окружает, то я смогу привить любовь и к большой и Великой Родине. Мне вспоминается совет одного старца: «Не потеряйте ни одного ребенка.» И эти слова стали моей педагогической философией. Тогда и появилась у меня педагогическая формула : «Работать воспитателем - это значит верить, что каждый ребенок способен, что каждый ребенок может и добьётся, что у каждого ребенка есть талант».
С тех пор я отношусь к своей деятельности, как к служению. Служба, как известно, понятие круглосуточное. Воспитателем нельзя быть по понедельникам и пятницам, и только на занятиях или на прогулке. Воспитывать детей – это как любовь, которая не знает выходных дней. Вот почему мои маленькие шалуны и днем и ночью в моем сердце. Только отдав детям несколько лет, познав горький вкус первых ошибок и заметив обилие «сорняков» на своем «воспитательном» поле, я поняла философию служения и библейскую мудрость «Воспитателей может быть много, а воспитывать дано не каждому».
Воспитателю необходимо знать, что он строит в умах и сердцах своих малышей! Видя, что происходит с обществом, я начала глубже понимать, что лежит в основе понятий «образование», «воспитание», «просвещение». В моем понимании образование – это ваяние образа, воспитание – питание духовной оси, а просвещение – возжигание света Истины в душе ребенка. Цель моих занятий - привить детям исконно человеческое мировосприятие.
В. О. Ключевский говорил: «Любите то, что преподаете, и тех, кому преподаете». Я нашла три канала нравственного воспитания: через самого воспитателя и его ценности, через знания и опыт, и через методику преподавания.
«Дети – это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ…»
Марина Цветаева
Ребенок действительно является величайшей загадкой, он не похож на взрослого, потому что мыслит, чувствует, воспринимает окружающее не как мы, взрослые.
Задача воспитателя – создать основу, открыть «ворота» и побудить детей видеть окружающую жизнь с позитивной точки зрения.
Одной из важных и обсуждаемых тем сейчас выступает взаимоотношение детского сада и семьи. Мне родители доверяют самое дорогое, что у них есть – своих детей. И от меня зависит то, как ребенок будет воспринимать меня как воспитателя, как он будет относиться к другим детям, как будут относиться родители к детскому саду, станут ли они моими единомышленниками.
Когда я вижу, как мои детки-конфетки, не хотят уходить домой и делятся со мной своими «страшными» тайнами, я начинаю верить, что всё получится, я смогу научить ребёнка быть добрым и справедливым, уметь дружить, уметь выбирать в жизни важное и нужное, не поддаваться воле обстоятельств, воле злых и хитрых людей. Каждый день я смотрю в зеркало с красивым названием «мои дети», и часто мне вслед за Пушкиным хочется сказать: «Себя, как в зеркале я вижу», правда, отражение мое не всегда мне нравится. Но это и хорошо. Значит, не превращаюсь в ходячую «истину в последней инстанции», значит, способна меняться и – менять. Есть притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный, какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час - настоящий, тот, который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, является самым важным.
Применительно к моей педагогической философии и моему «воспитательному» счастью отвечу на эти вопросы так. Любое занятие – самое главное, ибо завтра будут уже другие занятия. Главный человек для меня - мой маленький слушатель. Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. Именно сейчас я могу зажигать свет в их сердцах, звать к добру, задавать цель, видеть смысл в любом деле.
Недаром гласит восточная мудрость:
«Ребёнок не сосуд, который надо наполнить,
А огонь,- который надо зажечь!»
В этом я вижу великий смысл моего маленького служения сердцам и душам малышей.