Евгения Заровнятных
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
ЭССЕ : «Моя педагогическая философия»
«УЧИСЬ НА ТОМ, ЧТО ТРУДНО И НЕ ДАЕТСЯ,
А НЕ НА ТОМ, ЧТО ЛЕГКО
И САМО САБОЙ ВЫХОДИТ»
Саниславский К. С
Я родилась в семье педагогов, да и мои бабушки и тетя тоже были педагоги, сестра и брат педагоги. А это значит что я из педагогической династии.
С первого класса я мечтала быть воспитателем, хотя родители мне предлагали множество других профессий. Одна из них учитель. Но свою профессию я выбрала по велению сердца.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Я всё больше убеждаюсь в правоте слов римского историка Саллюстия: «Каждый человек – творец своей судьбы» и я творю свою судьбу сама.
И вторым домом мне стал небольшой детский сад.
Среди яблонь, чуть в сторонке
детский сад стоит «Аленка»
Солнцем ласковым согрет, дарит он тепло и свет.
Этим садом дорожу и всю жизнь я в нем служу.
Мне посчастливилось попасть в самый дружный и сильный коллектив, в котором я работаю 27 лет, и ни разу не усомнилась в выборе своей профессии, но с каждым годом всё больше убеждаюсь, как это нелегко – воспитывать детей. Тебе верят, на тебя надеются и доверяют тебе самое дорогое, но и от тебя ждут понимания и преданности.
По значимости профессию воспитателя ставят на одну ступень с ученым и исследователем, строителем и военным. По сложности – с хирургом и сапёром. По степени ответственности – с судьей. С той лишь разницей, что судья руководствуется законами, а главным судьей воспитателя является его совесть.
А я бы сравнила свою профессию с человеком, выращивающим птиц. Все они разные: серьезные орлы и веселые пеночки, поющие канарейки и игривые ласточки. Но всех я должна вырастить и научить летать, зная, что каждому из них нужен особый подход, иначе они не достигнут совершенства в своем развитии. И летать они все будут по-разному и на разную высоту перед каждым из них откроются свои горизонты. Моя задача научить летать, познавая этот мир, каждодневно чуть больше чем они умеют, что бы и окружающий мир открыл им всю свою красоту и загадочность. И очень важно, чтобы каждый ребёнок при этом ежедневно ощущал и чувство победы, и своего маленького, но личного успеха. Ведь только вместе с успехом приходит желание лететь дальше, узнать больше, сделать, лучше.
Иногда мне кажется, что я курица - наседка в окружении цыплят, и поэтому тепла «моих крыльев» должно хватить на всех. Какое счастье видеть, когда мои питомцы меняются прямо на глазах! Ведь именно от меня во многом зависит то, какими впорхнут в дальнейшую жизнь. Мы идём в одной связке – я и дети, взаимно обогащая друг друга. И нет этой цепочки конца и края, как самой жизни.
Разделяю слова К. Д. Ушинского «Люди, сильные в теории, но беспомощные на практике, мало на что пригодны». Ведь если дети имеют только лишь знания, но не умеют применять на практике, то и весь процесс обучения можно назвать пустой тратой времени. А для этого мне, как воспитателю, надо постоянно самосовершенствоваться, потому что, как писал К. Д. Ушинский: «Только личность может воспитать личность».
А что необходимо мне иметь, чтобы добиться успехов? Необходимые качества – терпеливость, доброжелательность, толерантность, начитанность, эрудированность, развитое чувство эмпатии, ведь воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Необходимо научиться уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходится с представлениями воспитателя о педагогике.
С самого начала своей деятельности и до сих пор я постоянно задаю себе вопрос: «Достойна ли я быть воспитателем, смогу ли я как личность быть примером для детей, дарить им свою любовь, доброту и опыт? Хватит ли меня, чтобы пережить все радости и невзгоды вместе с детьми?».
Современные требования, предъявляемые к воспитателю, очень высокие. Он должен быть мудрым, всё знающим наставником и артистом одновременно, владеть всеми развивающими и воспитывающими малышей знаниями и уметь профессионально использовать их на занятиях.
Для меня моя профессия – это еще и возможность постоянно находиться в искреннем, всё понимающем и принимающем мире детства, видеть в распахнутых, доверчивых глазах детей восторг и ожидание чего – то нового, ловящих каждое моё слово, мой взгляд и жест. Глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца.
Я не перестаю удивляться, насколько разные все дети, интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями, умозаключениями, поступками поставить задачу перед любым взрослым. Каждый ребёнок уникален в своём роде, каждый из них и талантливый художник, и пытливый наблюдатель. Он открыт для красоты и добра, остро реагирует на ложь и несправедливость, и если уж любит – то честно, а если грубит в ответ – то ищи недостаток в себе, ведь неискренние чувства моим малышам ещё не известны, и они чисты и честны перед миром, не умеют скрывать своих чувств в отличие от взрослых.
Я очень рада встречам со своими бывшими воспитанниками, но ещё больше удовольствия вызывает у меня неподдельная радость на лицах повзрослевших ребят, и их родителей их желание поделиться со мной своими успехами и успехами своих детей.
Работая воспитателем двадцать семь лет, я могу сказать – лучше моей профессии нет! Она даёт ощущение вечной молодости и возможностью быть маленьким ребёнком! Воспитатель для меня – это состояние души, призвание.
Я рада, что могу, как А. В. Суворов, воскликнуть: «Я счастлив, что повелевал счастьем». Только великий военачальник был счастлив, ведя полки к победе, а я счастлива, когда вижу великий смысл моего маленького служения сердцам и душам детей.
Конечно, мне очень жаль, что ни одни из моих детей не выбрал эту интересную, но сложную профессию. Но у меня еще есть время…
Каждый выбирает для себя Женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку. Каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе Слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы. Каждый выбирает по себе. Каждый выбирает по себе. Щит и латы. Посох и заплаты. Мера окончательной расплаты. Каждый выбирает по себе. Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже – как умею. Ни к кому претензий не имею. Каждый выбирает для себя.