Галина Киселёва
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Всем известно старое изречение «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу! А дальше хочется добавить: «…своего народа, нации, государства в целом.» Да, мы, воспитатели детских садов, занимаемся «поступками» и «привычками», но на нас лежит главная миссия – заложить основы характера будущего Человека.
Нравственное воспитание детей было, есть и будет самой актуальной задачей любого общества. В современной России, в условиях экономических, политических, социальных проблем, формирование духовно-нравственного развития детей является одной из главнейших задач. Моя педагогическая философия направлена на решение этой задачи. В чём она проявляется?
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Во-первых, в гражданской позиции. Классики (Н. В. Тарасов, например) утверждали: «Будь гражданином, служа искусству…» Я не служу искусству, не пишу романов, но я думаю, что надо хорошо понимать, что происходит в обществе, иметь свою точку зрения. Вы замечали когда-нибудь, как дрожат на ветру листья осинки: кружатся, вертятся… они мне напоминают наших малышей; хочется их обогреть, защитить. А жизнь впереди долгая и трудная, и моя задача – уже сейчас научить их честности, надёжности, ответственности за себя, свои поступки, своих близких.
Во-вторых, в воспитании у детей деловитости. От активной суеты, на мой взгляд, она отличается степенью организации. Активный торопится действовать, а деловитый сначала подумает. Где суетливому нужен день, организованному хватит и часа. Научить ребёнка такому подходу к любому делу, что позволит ему обходиться в будущем без инструкций и готовых рецептов (на что нацеливают нас сегодня современные образовательные стандарты).
Моя педагогическая философия включает в себя ещё и этическую грамотность, которую я стараюсь передать детям. Этику, одну из самых древних наук, называли ещё практической философией. Она учила людей, как следует поступать, что считать добром, а что злом: ведь учение без размышления вредно, размышление без учения опасно, полагал Конфуций. На мой взгляд, среди сотен полезных правил порой теряется одно – настолько важное, что монголы даже запечатлели его на своём флаге в соёмбо – древних символических фигурах. Одно из толкований смысла двух треугольников, обращённых вершинами вниз, заключается в требовании относиться с одинаковым уважением к тем, кто находится выше или ниже нас на социальной лестнице. «Золотое правило» этики: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе – главный девиз в моей работе: только свободный, уважающий своё и чужое достоинство человек способен работать творчески, в полную силу.
Немаловажная составляющая моей педагогической философии – отношение к здоровью. Лучший врач тот, кто знает бесполезность большинства лекарств – такого мнения придерживался П. Франклин. Здоровья лекарствами не заменишь. Умение сохранять своё здоровье, мобилизация организма, соблюдение режима - вот что я стараюсь вложить в своих воспитанников.
Духовно-нравственное развитие малышей невозможно без активного взаимодействия семьи и воспитателя. В современных условиях это партнёрство в интересах ребёнка, где ответственность за развитие и воспитание разделена между партнёрами. В связи с этим часто родителям нужна поддержка воспитателя. Я прекрасно осознаю, что без деятельного участия родителей нельзя ожидать положительных результатов.
И, наконец, самое главное в моей деятельности – самосовершенствование. Это та самая опора, которая помогает человеку поспевать за новыми требованиями жизни. Учиться – всё равно, что плыть против течения, считали древние. Только перестанешь грести – и тебя относит назад.
Так в чём же великая сила воспитания?
Думаю, воспитатель сам является опорой и светочем для тех, кто не знает веры в человека или теряет опору и путеводный огонёк. Для этого воспитателю «надо быть истинным Человеком – жить правильно, любить людей, высоко хранить своё достоинство». Я полагаю, что моя педагогическая философия является, неким ориентиром, представляющим в наше «бездуховное» время особую важность для подрастающего поколения. Ведь ему строить государство будущего!