Ольга Васильева
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Моя педагогическая инициатива»
«Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я пойму»
Китайская пословица
Что на свете может быть важнее воспитания детей? Каждый ребенок - целый мир. И не важно, кем станет маленький человек, гораздо важнее каким он будет. Помочь малышу стать самостоятельной, активной, полноценной, творческой личностью – основная задача воспитания. И здесь важно понять, как решить эту задачу проще и эффективнее. Чем заинтересовать малышей? Как покорить детские сердца? Как заставить глазки гореть любопытством? Я сама не люблю, когда меня кто-либо назидательно учит, и не люблю таким образом учить других! Мне нравится учиться самой, и когда мне оказывают помощь, если это требуется. И я готова помочь другим, если в этом есть необходимость. Ведь «роль педагога состоит в том, чтобы открыть двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика» (А. Шнабель). Считаю, что задача воспитателя не указывать дорогу, а помогать ребенку идти своим путем. Стараться не давать детям готовых знаний, а помогать добыть их самостоятельно, используя различные источники, способы и средства познания. Недаром древняя мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму».
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Мой опыт работы в детском саду подтверждает, что воспитание и обучение должно быть природосообразным и человекоцентричным. Ведь ребенок – творец. Он не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. «Ребенку можно показать, предложить, подсказать, но овладеть знанием он должен путем собственной деятельности… Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить ничем нельзя. Он должен самодеятельно все охватить, усвоить, переработать» (А. Дистверг).
Поэтому в своей работе опираюсь на традиции исследовательской деятельности, чтобы психическое развитие ребенка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития, чтобы от «пассивного» восприятия, основанного на передаче знаний перейти к «активной», творческой деятельности, основанной на приобретенном опыте.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, так как дети по природе своей – деятели, исследователи. Элементарное экспериментирование доступно уже детям с раннего дошкольного возраста. Они с удовольствием плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, пробуют делать пену, превращать снег в воду, а воду в разные цветные льдинки, пытаются сделать поделки из разных материалов (пластилин, глина, тесто). Создавая рисунки, используют гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры. Все это - объекты исследования. Я помогаю малышам совершать свои первые открытия, помогаю объяснять и доказывать. Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях.
Таким образом, я не просто вкладываю в детей знания, я учу их добывать эти знания, учу – познавать, действовать. Еще Сухомлинский В. А. говорил, что «дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии… От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступень познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям». И я, следуя этим идеям, стремлюсь к тому, чтобы каждый шаг моих малышей к знаниям был гордым взлетом птицы, а не усталой ходьбой обессилевшего путника.
Хочется объять необъятное. Хочется показать красоту и гармонию природы, и дать глубокие и прочные знания, необходимые каждому в жизни. А еще хочется, чтобы дети научились думать, творить, создавать, а само учение было бы радостным процессом саморазвития…
Я – счастливый человек потому, что проработав в детском саду шесть лет, иду на встречу с детьми с удовольствием. И каждый день для меня – это маленькое открытие, новая ступенька на пути к совершенству. Этот путь бесконечен, так как в нашей профессии предела совершенства нет.