Наталья Тюрина
Из опыта работы «Мои педагогические находки в развитии мелкой моторики у дошкольников»
Меня зовут Тюрина Наталья Николаевна. Я закончила Братский педагогический колледж № 1 по специальности «Дошкольное образование», воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной подготовкой в области воспитания детей раннего возраста. По окончании данного учебного заведения сталаработатьмуниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждение «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек»в городе Кодинск. Мне хотелось полностью посвятить себя детям. Я поняла, что детский сад — это моя жизнь. Жизнь полная энергии, вдохновения и разных открытий. И вот уже 17 лет работаю воспитателем.
Публикация «Из опыта работы „Мои педагогические находки в развитии мелкой моторики у дошкольников“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
Основным направлением моей педагогической работы является развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста, через различные виды деятельности посредством дидактических игр и игрушек.
Развитие ручной умелостии мелкой моторики рук необходимодля ребенка. Владея рукой, ребенок, в процессе своего развития, становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствуетразвитию его инициативы в разных видахдеятельности. Новые образовательные программы для ДОУ нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребенка, на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. В быту нам ежеминутно приходится совершать действия мелкой моторики : застегивать пуговицы, завязывать шнурки, пользоваться столовыми приборами. Оттого, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
В. А. Сухомлинский сказал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев…». Это действительно так. Развитие мелкой моторики напрямую связано с полноценным развитием речи (и, как следствие, способствует интеллектуальному развитию ребенка). Почему? Наш головной мозг устроен так, что за определенные операции отвечают отдельные центры. Центры головногомозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом и тесно взаимодействуют друг с другом. Развивая мелкую моторику руки, мы активизируем эти отделы мозга и соседние. А соседние как раз и отвечают за развитие речи. Таким образом, развитие речи и развитие мелкой моторики взаимозависимы. Навыки мелкой моторики оказывают большое влияние и на процесс обучения ребенка в школе.
Работая с детьми дошкольного возраста, я сталкиваюсь с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти рук, нарушение моторики рук; у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, действий, наблюдается скованность. Ребенок при выполнении заданий начинает капризничать, у него ухудшается настроение.
Важной работой по развитию ручной умелости являются пальчиковые игры, они эмоциональны, понятны, доступны и очень увлекают детей. Эти игры способствуют развитию речи, творческой деятельности и укреплению здоровья.
Мною проводится работа по созданиюнакопительной папки с пальчиковыми играми и упражнениями, а так же обогащению центра «Пальчики учат говорить» по развитию мелкой моторики. Задачами центра являются: формирование координации движений пальцев и кистей рук, работа речевых и мыслительных центров головного мозга, развитие памяти и связной речи, обогащение словарного запаса, улучшение произношения звуков, развитие творческих способностей.
Центр мелкой моторики представляет собой специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами место; постоянно пополняемое играми, что сохраняет к нему интерес моих воспитанников. Он находится в свободном доступе, детям предоставляется возможность самостоятельно выбирать игру, что вызывает у каждого стремление к познанию нового, способствует умственному и личностному развитию ребенка.
В центре я использую в работе с детьми :
• Предметы для пальчиковой и кистевой гимнастики.
• Мячи и губки для самомассажа.
• Пальчиковые игры с предметами и без предметов (театр).
• Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
• Игры-шнуровки.
• Мозаики и пазлы.
• Конструкторы и строительный материал.
• Пирамидки.
• Игра «Математический планшет» с геометрическими фигурами.
• Игры с предметами домашнего обихода (прищепки, крышки резиночкиит. д.).
• Природный материал (шишки, камушки, песок и др.).
• Игры с карандашами и фломастерами.
• Оборудование для лепки и аппликации.
Очень многие дидактические игры я изготавливаю своими руками из подручных средств, работаю в тесном сотрудничестве с родителями моих воспитанников, с узкими специалистами нашего ДОУ.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, очень много, при желании можно придумывать их бесконечное количество. При этом, я учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить постройки из мелких деталей конструктора, лепить из пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
Я пошла в этом направлении. Что же дети любят больше всего? Конечно, творчество! Это то, что доступно каждый день и везде. Это то, что помогает выразить себя.
Моя находка-это пластилинография. Нетрадиционная художественная техника работы с пластилином, рисование пластилином. Это понятие имеет два смысловых корня: «пластилин» - материал, при помощи которого происходит осуществление задуманного и «графия» - создавать, рисовать.
Рисовать можно на любой твердой основе. В младшем возрасте к ребенку приходит хороший сенсорный опыт. Малыш начинает ощущать пластику, форму и цвет. Очень важно следить за пальчиками детей, приучая их к правильным приемам.
Например, размазывая пластилин, следует двигаться слева направо и сверху вниз. Работать нужно только подушечкой напряженного пальчика, следя, чтобы он не гнулся и не царапал поверхность. У детей хорошо получается смешивать цвета в пластилиновом мазке, сплющивать, прищипывать и оттягивать детали. Старшие дети вполне могут справиться с более сложными композициями и техниками.
Чем старше ребенок, тем больше действий с пластилином и рисунком он может совершать: процарапывать поверхность, обрезать стекой, делать композиции.
Можно предложить включить в работу дополнительные материалы: различные крупы, семена, нитки, кусочки тканей или меха, детей это всегда очень заинтересовывает.
В связи с этим, у ребенка развивается определенный навык, укрепляется сила рук, появляется умелость рук, движения обеих рук становятся более согласованными. Не остаётся в стороне и речь ребенка.
Одним из важных достоинств занятийв технике пластилинографии с детьми является интеграция предметных областей знаний.
Мой педагогический опыт показывает, что включение элементов пластилинографии в обучение способствует более успешному освоению образовательной программы. С большим успехом пластилинографию можно использовать в коррекционной работе,т. к. основной принцип организации коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса является активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие ребенка.
Включение элементов пластилинографии может делать педагог на любом своем занятии. Например, обучение грамоте. Помимо печатания буквы, можно её выложить или нарисовать пластилином и вот ребенок уже может не только увидеть букву, услышать, как она произносится, но и потрогать её. Это является более эффективным обучением т. к. задействованы и слух, и речь, и тактильные ощущения.
Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность. Она обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка уже в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей.
В результате такой систематической работы, я вижу, что ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики (у него подвижные и ловкие пальчики, начинает говорить без особого труда, речь развивается правильно. Он умеет логически рассуждать. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как мышление, координация в пространстве, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, словарный запас, речь. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.