МААМ-картинки

Из опыта работы «Мои педагогические находки в развитии мелкой моторики у дошкольников»

Наталья Тюрина
Из опыта работы «Мои педагогические находки в развитии мелкой моторики у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Меня зовут Тюрина Наталья Николаевна. Я закончила Братский педагогический колледж № 1 по специальности «Дошкольное образование», воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной подготовкой в области воспитания детей раннего возраста. По окончании данного учебного заведения сталаработатьмуниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждение «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек»в городе Кодинск. Мне хотелось полностью посвятить себя детям. Я поняла, что детский сад — это моя жизнь. Жизнь полная энергии, вдохновения и разных открытий. И вот уже 17 лет работаю воспитателем.

Публикация «Из опыта работы „Мои педагогические находки в развитии мелкой моторики у дошкольников“» размещена в разделах

Основным направлением моей педагогической работы является развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста, через различные виды деятельности посредством дидактических игр и игрушек.

Развитие ручной умелостии мелкой моторики рук необходимодля ребенка. Владея рукой, ребенок, в процессе своего развития, становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствуетразвитию его инициативы в разных видахдеятельности. Новые образовательные программы для ДОУ нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребенка, на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. В быту нам ежеминутно приходится совершать действия мелкой моторики : застегивать пуговицы, завязывать шнурки, пользоваться столовыми приборами. Оттого, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

В. А. Сухомлинский сказал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев…». Это действительно так. Развитие мелкой моторики напрямую связано с полноценным развитием речи (и, как следствие, способствует интеллектуальному развитию ребенка). Почему? Наш головной мозг устроен так, что за определенные операции отвечают отдельные центры. Центры головногомозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом и тесно взаимодействуют друг с другом. Развивая мелкую моторику руки, мы активизируем эти отделы мозга и соседние. А соседние как раз и отвечают за развитие речи. Таким образом, развитие речи и развитие мелкой моторики взаимозависимы. Навыки мелкой моторики оказывают большое влияние и на процесс обучения ребенка в школе.

Работая с детьми дошкольного возраста, я сталкиваюсь с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти рук, нарушение моторики рук; у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, действий, наблюдается скованность. Ребенок при выполнении заданий начинает капризничать, у него ухудшается настроение.

Важной работой по развитию ручной умелости являются пальчиковые игры, они эмоциональны, понятны, доступны и очень увлекают детей. Эти игры способствуют развитию речи, творческой деятельности и укреплению здоровья.

Мною проводится работа по созданиюнакопительной папки с пальчиковыми играми и упражнениями, а так же обогащению центра «Пальчики учат говорить» по развитию мелкой моторики. Задачами центра являются: формирование координации движений пальцев и кистей рук, работа речевых и мыслительных центров головного мозга, развитие памяти и связной речи, обогащение словарного запаса, улучшение произношения звуков, развитие творческих способностей.

Центр мелкой моторики представляет собой специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами место; постоянно пополняемое играми, что сохраняет к нему интерес моих воспитанников. Он находится в свободном доступе, детям предоставляется возможность самостоятельно выбирать игру, что вызывает у каждого стремление к познанию нового, способствует умственному и личностному развитию ребенка.

В центре я использую в работе с детьми :

• Предметы для пальчиковой и кистевой гимнастики.

• Мячи и губки для самомассажа.

• Пальчиковые игры с предметами и без предметов (театр).

• Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

• Игры-шнуровки.

• Мозаики и пазлы.

• Конструкторы и строительный материал.

• Пирамидки.

• Игра «Математический планшет» с геометрическими фигурами.

• Игры с предметами домашнего обихода (прищепки, крышки резиночкиит. д.).

• Природный материал (шишки, камушки, песок и др.).

• Игры с карандашами и фломастерами.

• Оборудование для лепки и аппликации.

Очень многие дидактические игры я изготавливаю своими руками из подручных средств, работаю в тесном сотрудничестве с родителями моих воспитанников, с узкими специалистами нашего ДОУ.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, очень много, при желании можно придумывать их бесконечное количество. При этом, я учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить постройки из мелких деталей конструктора, лепить из пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

Я пошла в этом направлении. Что же дети любят больше всего? Конечно, творчество! Это то, что доступно каждый день и везде. Это то, что помогает выразить себя.

Моя находка-это пластилинография. Нетрадиционная художественная техника работы с пластилином, рисование пластилином. Это понятие имеет два смысловых корня: «пластилин» - материал, при помощи которого происходит осуществление задуманного и «графия» - создавать, рисовать.

Рисовать можно на любой твердой основе. В младшем возрасте к ребенку приходит хороший сенсорный опыт. Малыш начинает ощущать пластику, форму и цвет. Очень важно следить за пальчиками детей, приучая их к правильным приемам.

Например, размазывая пластилин, следует двигаться слева направо и сверху вниз. Работать нужно только подушечкой напряженного пальчика, следя, чтобы он не гнулся и не царапал поверхность. У детей хорошо получается смешивать цвета в пластилиновом мазке, сплющивать, прищипывать и оттягивать детали. Старшие дети вполне могут справиться с более сложными композициями и техниками.

Чем старше ребенок, тем больше действий с пластилином и рисунком он может совершать: процарапывать поверхность, обрезать стекой, делать композиции.

Можно предложить включить в работу дополнительные материалы: различные крупы, семена, нитки, кусочки тканей или меха, детей это всегда очень заинтересовывает.

В связи с этим, у ребенка развивается определенный навык, укрепляется сила рук, появляется умелость рук, движения обеих рук становятся более согласованными. Не остаётся в стороне и речь ребенка.

Одним из важных достоинств занятийв технике пластилинографии с детьми является интеграция предметных областей знаний.

Мой педагогический опыт показывает, что включение элементов пластилинографии в обучение способствует более успешному освоению образовательной программы. С большим успехом пластилинографию можно использовать в коррекционной работе,т. к. основной принцип организации коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса является активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие ребенка.

Включение элементов пластилинографии может делать педагог на любом своем занятии. Например, обучение грамоте. Помимо печатания буквы, можно её выложить или нарисовать пластилином и вот ребенок уже может не только увидеть букву, услышать, как она произносится, но и потрогать её. Это является более эффективным обучением т. к. задействованы и слух, и речь, и тактильные ощущения.

Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность. Она обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка уже в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей.

В результате такой систематической работы, я вижу, что ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики (у него подвижные и ловкие пальчики, начинает говорить без особого труда, речь развивается правильно. Он умеет логически рассуждать. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как мышление, координация в пространстве, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, словарный запас, речь. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

«Развитие мелкой моторики с помощью пластилинографии». Из опыта работы«Развитие мелкой моторики с помощью пластилинографии». Из опыта работы Материал будет полезен воспитателям и родителям детей дошкольного возраста. Актуальность Человеку в течение всей жизни необходимо умение.

Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников из опыта работы. Часть 1Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников из опыта работы. Часть 1 1 СЛАЙД. Социально-коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях.

Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников из опыта работы. Часть 2Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников из опыта работы. Часть 2 8 СЛАЙД. Представляем вашему вниманию акции направленные на окружающий мир. Акция «Засветись в темноте» (дети своими руками изготовили.

Презентация «Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников (из опыта работы) Часть 3»Презентация «Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников (из опыта работы) Часть 3» Помимо акций направленных на окружающий социальный мир мы проводим экологические акции. 15 СЛАЙД. Акция «Посади дерево» (в рамках этой.

Анкета по вопросу о развитии и влиянии мелкой моторики на организм младших дошкольников 1. Что такое мелкая моторика? А) Развитие движения пальчиков ног. Б) Развитие координации движения. В) Развитие мелкой мускулатуры пальцев.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 Артемовского городского округа «Развитие мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики пальцев рук (из опыта работы) В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников.

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работы "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста".Из опыта работы. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Мои педагогические находки в развитии мелкой моторики у дошкольников»
Опубликовано: 11 июня 2021 в 03:48
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы «Мои педагогические находки в развитии мелкой моторики у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Тюрина (УИ 59093) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД