Виктория Здвижкова
Эссе «Мои маленькие учителя»
▼ Скачать + Заказать документы
Уча других, мы учимся сами.
Сенека
В своей жизни мне очень часто приходилось сталкиваясь с рассуждениями коллег о сущности педагогической профессии и о том, насколько она тяжела, ответственна. Но я хочу написать о другом…
Кажется, что совсем недавно я пришла работать в Детский сад после окончания университета. И вот уже прошло, промчалось, семь лет. Семь лет в должности воспитатель - как один миг, но миг такой - насыщенный, такой богатый на события.
Публикация «Эссе „Мои маленькие учителя“» размещена в разделах
С чем я пришла? С достаточно хорошим багажом знаний в области теории и методики обучения. Познание мне всегда давалось легко. Кроме того, я четко осознавала, что должен помнить каждый педагог. А должен он много: должен готовиться к каждому дню, должен отвечать за каждый свой шаг и каждое свое слово, должен оставлять за порогом детского сада все невзгоды и горести.
Первые мои занятия, первые попытки организовать детей, направить их деятельность в русло познания показали, что я упустила из вида что-то важное. Я не смогла вступить в позитивный диалог, я пыталась научить, просветить, и в результате получались скучные лекции и нравоучения.
Со временем, я поняла, в чем была моя ошибка: я применяла изученные мною педагогические технологии как прямое руководство к действию, не учитывая того, что образовательный процесс всегда личный процесс, и если это личное убрать, то останется сухая теория, не пригодная для применения на практике.
Но, как говорил Эмиль Кроткий «Не ошибается только тот, кто ничего не делает». А сделать мне предстояло очень много, и помогли мне в этом дети. Задавая вопросы, к которым я не всегда была готова, оправдывая мои ожидания с точностью до наоборот, мои малыши не только направляли меня на поиски новых идей и нестандартных решений, но учили меня работать. Мы стали вместе учиться, вместе по-новому открывать мир: они – через призму моего знания, а я – через их восприятие, которое намного ярче, самобытнее, чем восприятие взрослого человека, ограниченного рамками стереотипов.
В процессе взаимодействия с детьми (и озорниками, не минуты не сидящими на месте, и с пытливыми почемучками, и маленьким упрямцами, отвергающими любой компромисс) я научилась видеть в каждом из них личность творческую, своеобразную, неповторимую и уникальную, у которой и мне есть чему поучиться. Маленькие учителя помогли мне осознать истину слов: «Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем научиться самому».
Конечно, я еще не опытный педагог, но теперь я точно знаю, что является главным в моей работе: воспитывать и обучать других мы можем только через себя. Это и стало основой для дальнейшего профессионального роста и самосовершенствования.