Ольга Нестерова
Эссе «Культура речи как личностное качество педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
«Культура речи как личностное качество педагога»
О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух… А. С. Пушкин.
Считая себя хорошим воспитателем, я не раз ловила себя на мысли: что нужно делать, для того, чтобы стать ещё лучше? Столкнувшись с проблемой роли речи в личной и профессиональной деятельности, поняла, надо продолжать совершенствоваться, развивая свою речь. Именно эта тема важна для меня,потому что умение грамотно писать и правильно говорить всегда создает положительное впечатление о человеке. Владение нормами русского языка является показателем образованности личности. Именно поэтому нашей стране такое большое внимание уделяется культуре речи.
Публикация «Эссе „Культура речи как личностное качество педагога“» размещена в разделах
В своей практике мне довелось работать с удивительным педагогом, музыкальным руководителем детского сада, в котором я начинала свою педагогическую деятельность. Первое её занятие с детьми повергло меня в творческий шок. Доброжелательный, выразительный тон, яркая, насыщенная литературными оборотами, чистая, логичная речь, влюбили меня в этого педагога с первого звука. Как-то раз, у неё на занятии, я неправильно поставила ударение в слове красивее, после занятия она подошла ко мне и тактично исправила мою ошибку, объяснив роль культуры моей речи в общении с детьми. Мне было очень стыдно. С тех пор мой стиль общения с детьми отражается в смысле народной пословицы: «Толкуй, да прежде сам разжуй». С одной стороны это меня стимулирует, помогает оценивать свои действия, как педагога. Бывают ситуации, где меня спасает только речь, эмоциональная, интонационная окраска и содержание которой зависит от обстоятельств. Это может быть считалка, загадка, игра или даже песня. Я считаю свою речь эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой, но, вместе с этим, нуждающейся в постоянном обновлении. Для меня педагогическое общение - взаимодействие педагога и воспитанника, обеспечивающее усвоение знаний и становление личности в воспитательно-образовательном процессе. Так ежедневно в процессе работы я общаюсь с детьми в различных ситуациях, а именно: знакомлю маленьких исследователей с новым миром, объясняю, убеждаю, рассказываю и слушаю ребят, выражаю свои чувства посредством слов, мимики жестов, а также наблюдаю за реакцией, мимикой, жестами своих воспитанников. Считаю особенно важным использовать спокойный доброжелательный тон общения, при объяснении, проверять, все ли поняли меня. Обращаюсь к ребятам за помощью, за что, конечно, их благодарю и поощряю. Показываю на собственном примере воспитанникам, как выражать в социально приемлемой форме положительные и отрицательные эмоции; высказываю собственные эмоции, не проецируя их на детей. Очень важно понимать чувства детей, учить сочувствию, сопереживанию. Возможно, в силу возраста и не очень большого опыта работы, какие-то моменты выполняются не в полном объеме. Однако, моя личностная позиция как педагога - исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Именно поэтому, я уверена, у меня обязательно все получится.
Ведь уровень речевого общения с коллегами отличается от уровня общения с детьми. Мы хорошо понимаем, друг друга и, всё-таки, речь моих воспитанников не достаточно хорошо развита, значит, у меня к моей речи возникают вопросы. Мне есть над, чем трудиться, есть в чём совершенствоваться, а без труда, как известно, не вынешь рыбку из пруда.
Знание и правила речевой культуры, их соблюдение и постоянное совершенствование своей речи – залог успешной работы современного педагога.