Дарья Попова
Эссе «Я — педагог»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Я — педагог»
Давайте познакомимся, я - Попова Дарья Петровна, музыкальный руководитель детского сада №1 города Хабаровска.
25 лет назад началась моя педагогическая деятельность и продолжается по сей день. Кто - то скажет: «Это же так скучно, всю жизнь заниматься одним делом…». А я отвечу так: «Как может быть скучна собственная жизнь? Ведь моя работа и есть моя жизнь».
Публикация «Эссе „Я — педагог“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Учитель года
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Каждодневные метания в творческих поисках, когда даже во сне приходят мысли о том, как лучше украсить зал к празднику мам, какими словами будет начинаться выпускной бал, какой костюм будет у Водяного, из чего сделать карусель на Масленицу…и так далее.
В моей работе нет второстепенных моментов, важно все, вплоть до мелочей. И счастлив тот музыкальный руководитель, у кого «горящий взгляд» и неуёмное желание всегда стремиться вперёд, постигая новые высоты и открывая тайны своего ремесла, безграничного, как сама жизнь.
Музыкальный руководитель - это визитная карточка детского сада. Именно ему отведена роль «музыкой трогать людские сердца», формировать музыкальный вкус и музыкальную культуру не только дошкольников, но и их родителей, а также педагогов детского сада. Уровень преподавания музыкального искусства должен быть достаточно высок и одновременно отвечать требованиям современного общества. Ведь во многом от нас зависит, как сделать так, чтобы дети любили классическую музыку, посещали концерты и спектакли, умели составить свое мнение о музыкальном произведении, выслушать собеседника, и тактично выразить свое несогласие и объяснить свою позицию.
В настоящее время дошкольному воспитанию отводится место начальной ступени российского образования, целью которого является необходимость создания оптимальных условий для воспитания творческой личности, способной к полноценному взаимодействию с окружающей средой в соответствии со своими возрастными особенностями и возможностями.
Концепция модернизации дошкольного воспитания определяет формирование творческих способностей как важнейшую задачу дошкольного детства.
В системе дошкольного образования определяющим документом является федеральный государственный стандарт дошкольного образования, одной из задач которого является - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Особую актуальность приобретает проблема неповторимости – как основы целостности личности. Неповторимость ребенка проявляется в процессе самореализации, способности сохранять и защищать свою особенную сущность как устойчивую качественную определенность, проявляющуюся в его взаимодействии с миром: природой, людьми, культурой.
О необходимости предоставления детям возможности творить, писали еще философы Древней Греции, Китая, Древнего Рима.
Этому придавали большое воспитательное значение знаменитые педагоги : Я. А. Каменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель и другие.
В своих исследованиях Л. И. Божович, Н. Ф. Вишнякова, А. Ф. Лазурский, А. М. Матюшкин, Л. А. Парамонова, Л. С. Рубинштейн и др. доказали, что именно на этапе дошкольного детства закладываются основные направления, по которым будет проходить развитие личности в дальнейшем.
По мнению Н. А. Бердяева «Творчество – единственный вид деятельности, который делает человека человеком»
В моей работе мне очень помогает образование дирижера и владение игрой на скрипке. Надо видеть глаза детей, когда я беру в руку смычок, и он скользит по струнам…. Это непередаваемо!
Очень многие мои воспитанники повторили мой путь, закончив музыкальную школу, по классу скрипки, есть и дирижеры и флейтисты и трубачи с аккордеонистами, но самое главное для меня – это не воспитание профессиональных музыкантов, а приобщение детей к искусству музыке, танца, пения, музицирования, всегда трепетному и радостному.
Для гармоничного развития дошкольников считаю очень важным использование театрализации, поэтому уже 20 лет существует возглавляемая мной театральная студия «Клёпа».
За время работы столько было поставлено интересных спектаклей, мюзиклов, музыкальных сказок, столько ребят приобщились к искусству театра! Прямо на моих глазах в течение многих занятий, постепенно из застенчивых, робких и неуверенных дошколята превращались в солидного Крота, милую Дюймовочку, корыстную Мышь, веселого Трубадура, капризную Принцессу и так далее. Многие из моих воспитанников продолжили свой путь в театральных детских, а в последствии и во взрослых коллективах нашего города и не только.
Для меня очень интересна тема работы с одаренными детьми. На протяжении многих лет формирую диагностический материал для выявления детской одаренности, тестовый материал для педагогов и родителей. Мною проведена большая работа по изучению и модификации тестов В. П. Анисимова, Д. Б. Богоявленской Д. Б., А. В Брушлинского, Л. Г. Кузнецовой, Л. П. Сверч, Т. В. Пчелкиной, а итогом всей моей работы стало исследование, которое я оформила в опыт работы «Сопровождение одаренных детей», который я обобщила на уровне нашего детского сада, а затем и города Хабаровска. Также в муниципальном проекте на лучшую авторскую программу по работе с одаренными детьми моя авторская программа получила высокую оценку жюри и заняла 1 место.
В течение многих лет я являюсь руководителем городского методического объединения музыкальных руководителей. Многие педагоги обращаются ко мне за консультациями, помощью, разъяснениями. Даже при сильной загруженности всегда стараюсь помочь коллегам, веду работу по наставничеству с молодыми специалистами, и консультирую всех желающих на своих сайтах в сети интернет Inter-Kultur Haus-Интернациональный Дом Творчества <info@in-ku.com> .
Состою в аттестационной комиссии при Министерстве Науки и Образования Хабаровского края в качестве эксперта, также являюсь членом экспертной группы краевого конкурса «Учитель года».
На базе нашего детского сада мною создан танцевальный коллектив «Хабарики», в репертуар которого входят различные современные, народные и бальные танцы. Достижения нашего коллектива можно проследить по коллекции дипломов различного уровня (городские конкурсы «Амурские зори» и «Крестики – нолики», а также заочные интернет – конкурсы («Талантоха», «Академия таланта», «Созвездие талантов») и международные интернет – конкурсы («Волшебные звуки музыки», Конкурсы международного портала Маам)
Размышляя о будущем нации, о том, кто продолжит наши достижения, то есть о наших детях, не могу не отметить увеличение числа дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Эта проблему считаю одной из самых острых и актуальных в системе дошкольного образования, тем более что полученное мною специальное (дефектологическое) образование помогает взглянуть на этот вопрос гораздо шире. Так в своей работе, я построила целую коррекционно – развивающую систему по созданию необходимых условий для самовыражения и самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья, как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я».
Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает процесс коммуникации, установления отношений со значимыми взрослыми и сверстниками на разных этапах развития личности, формирует интерес к результатам творчества.
В течение нескольких лет я занималась исследованием особенностей творческих способностей детей с задержкой психического развития, и результатом моей деятельности стали ряд публикаций по данной проблеме, а также разработка диагностических методик для выявления уровня развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и выработка рекомендаций для педагогов по работе с данной категорией детей.
Считаю, что педагог обязан все время развиваться, совершенствовать свои знания, совмещать работу с обучением, так недавно я защитила магистерскую диссертацию по проблеме «Развитие творческих способностей дошкольников с задержкой психического развития в процессе театрализованной деятельности».
Уверена, что полученные знания помогут мне наиболее полно осуществлять свою деятельность и применять свои знания на практике.
Так что же ждет педагога завтрашнего дня? Какие проблемы предстоит нам решать? Уверена, что несмотря ни на что, Российское дошкольное образование является тем самым камертоном, который определяет тон всему дальнейшему, что ждет детей в школе и именно педагог дошкольного воспитания тот дирижер, который взмахом своей дирижерской палочки начинает концерт под названием «Великая наука обучения».