Жанна Валентиновна Колесникова
Эссе «Делится не делится»
▼ Скачать + Заказать документы
Делится- не делится.
Я работаю в школе для слепых и слабовидящих детей. Преподаю математику. Есть у меня ученица, она тотально слепая. Скажу вам, что мир слепого человека очень ограничен. Это нам, учителям, которые постоянно общаются со слепыми детьми, хорошо известно. Очень сложно слепому ребёнку ориентироваться в мире слов, придумывать красивые предложения. Не может такой ребё нок понять или даже сказать: Какая зелёная трава! или Искрящийся снег. В их жизни нет почти прилагательных. Не менее сложно им и в мире чисел. А может быть и сложнее. В жизни они с числами ещё меньше связаны. Их нельзя пощупать, они не ходят в магазин, не считают деньги.
Публикация «Эссе „Делится не делится“» размещена в разделах
Надо сказать, что девочке этой очень помогает память. Она может запомнить пример или уравнение, а потом, не подглядывая, его решать. Девочка очень старательная, постоянно готовит домашнее задание.
Так получилось, что у неё сменился учитель математики. Стала уроки у неё вести я. Новая учительница, да и математика для неё не самый любимый предмет был. Честно, не знаю как сейчас. Гуманитарные предметы ей даются намного проще. В общем, чувствует ребёнок себя неуверенно.
Тема "Делимость чисел". Думала, как же заинтересовать её? Для слепого ребёнка тема довольно сухая, связана с дополнительными сложностями в восприятии. Чтобы было представление, могу пример привести. Например число 20. Видящий ребёнок сразу скажет, что это число делится на 2, на 5, на 10. Слепому ребёнку надо в столбик поделить. Таблицу умножения тоже сходу такой ребёнок не всегда может использовать, время надо. Вычислительные процессы медленнее протекают.
У многих таких детей часто возникает проблема даже в записи чисел. То цифра не на то место встанет, то прочитает число неправильно, то ещё что. Про деление другой вопрос, тоже часто сложности вызывает. Решила я разрядить обстановку, да и тему надо усвоить.
Говорю:
- Будем с тобой играть в " Делится- не делится!"
Обычно настороженная, озабоченная тем, что будем разбирать на уроке, что будут у неё спрашивать, она внезапно захлопала в ладоши, обрадовалась. Было для неё это очень неожиданно. Отвечая на вопросы, смеялась, радовалась. Ушла скованность, опаска, что ответит что-то не так. Да и в игре азарт появляется- смогу или не смогу.
Вначале рассмотрели признак делимости на 2. Конечно разбираем, когда число делится на 2, привожу разные примеры. Потом называю разные числа, а она мне говорит, делится или не делится на 2. Потом другой признак. И опять, делится или не делится на нужное число. Потом третий. Потом вперемешку все признаки соединили. Так мы с ней эту тему отработали, что, думаю, до сих пор помнит. Долго она потом всем рассказывала, как на математике мы с ней в игры играли.
Девочка очень интересная. Многие слова она от бабушки позаимствовала. Например, считает она со словами:. два на ум пошло,. да два из ума. Думаю, представляете, как у нас уроки проходят.
После тех первых уроков нам проще стало общаться, живее стали уроки математики. Потом ещё много разных случаев было, которые помогали нам в усвоении программы, но те игры в делится- не делится и я, и она вспоминаем до сих пор. Думаю, это один из самых удачных у нас с ней способов подружиться с математикой был.
Отношения у нас стали теплее. Часто слышу от неё - Я вас люблю! И это, поверьте, взаимно. Дети настолько искренние и наивные, обезоруживают любого человека. И хочется дать им всё больше и больше.