Наталья Ильясова
Эмпирическое исследование на базе МДОУ «Диагностика физкультурно — оздоровительной работы»
▼ Скачать + Заказать документы
Эмпирическое исследование
Мной было проведено исследование на базе МДОУ д/с №379 г. Нижний Новгород, с детьми младшей и старшей группы в количестве 10 человек.
Цель исследования : выявить особенности организации физкультурно-оздоровительной системы в дошкольном учреждении.
Задачи исследования :
1. Определить исследования различных форм двигательной деятельности в режиме дня дошкольного возраста.
Публикация «Эмпирическое исследование на базе МДОУ „Диагностика физкультурно — оздоровительной работы“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Исследовательская деятельность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
2. Проведение и анализ результатов эмпирической части исследования.
3. Выявить влияние организации физкультурно-оздоровительной системы в ДОУ на детей.
Далее определены методы исследования.
1. Общая характеристика форм физкультурно-оздоровительной работы и их использование в режиме дня.
2. Врачебно-педагогический контроль в процессе физического воспитания.
3. Анкетирование родителей.
4. Беседа с родителями.
С целью выявления организации физкультурно-оздоровительной работы в МДОУ № 379. Нами была использована работа О. А. Скорлуповой «Контроль как один из этапов диагностики физкультурно-оздоровительной работы». Контроль предназначен для оценки состояния здоровья детей дошкольного возраста. В период с младшего возраста до старшей группы в течение дня. Во время исследования присутствовали : воспитатель, медицинский работник, инструктор физкультуры помогавшие и поддерживающие дисциплину.
Исследование проводилось в групповой форме в I половине дня. Детям предлагались такие виды упражнений как: ходьба, бег, прыжок, лазание, метание, бросание.
Для определения уровня физической работы ребенка. Упражнения были подобраны с учетом возрастных особенностей, программы, физического развития ребенка, состояния здоровья, физической подготовленности (Таблица 1а, б).
Таблица 1а
Формы организации двигательной активности детей в д/с №13
1. Утренняя гимнастика
2. Физ. минутки
3. Плавание
4. Бодрящая гимнастика
5. Самостоятельная двигательная деятельность детей в группе
6. Ритмопластика
7. Организованная и самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке (I и II половины дня)
8. Физкультурное занятие
9. ЛФК
Физкультурные досуги : 30 мин – 2 раза в месяц
Физкультурные праздники : 60 – 90 минут – 2–3 раза в год
Использование различных форм двигательной деятельности в режиме дня детей раннего возраста (1,5–2 года)
№ п/п Формы Время в режиме дня Место проведения Кто проводит Особенности организации
1 Утренняя гимнастика Утро
4 мин Зал, группа, музыкальный зал Воспитатель, руководитель ФВ, музыкальный руководитель Ежедневно. В теплое время года – на открытом воздухе. Комплекс составляется на 1–2 недели. Включение дыхательных упражнений обязательно.
2 Подвижные игры и физические упражнения на прогулке Ежедневно
8 – 10 мин Площадка Воспитатель, руководитель ФВ На прогулке используется 2–3 игровых задания-упражнения (закрепление основных движений).
3 Физкультурное занятие 2 раза в неделю 10 – 15 мин Зал, площадка Руководитель ФВ По подгруппам: от 1 года 6 месяцев до 1 года 8 месяцев – по 2–4 ребенка; до 2-х лет – по 5–7 детей
4 Занятие по плаванию 1 раз в неделю
10 – 15 мин Бассейн Инструктор ФВ Занятия проводятся по подгруппам
5 Бодрящая гимнастика После дневного сна
4 мин Группа, спальня Воспитатель Используются корригирующие упражнения в зависимости от патологии детей
6 Самостоятельная двигательная деятельность детей в группе Ежедневно Группа Воспитатель Под руководством воспитателя. Продолжительность и содержание варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей
7 Совместное занятие по физкультуре детей с родителями 1 раз в неделю
10 – 15 мин Зал Руководитель ФВ Используются корригирующие упражнения в зависимости от патологии детей
Использование различных форм двигательной деятельности в режиме дня детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет)
1 Утренняя гимнастика Утро
6 – 8 мин Зал, группа, музыкальный зал Воспитатель, руко-
водитель ФВ, музы-
кальный руководитель Ежедневно. В теплое время года – на открытом воздухе. Комплекс составляется на 1–2 недели. Включение дыхательных упражнений обязательно.
2 Подвижные игры и физические упражнения на прогулке 2 раза в день (на утренней и вечерних прогулках)
20 – 25 мин Площадка Воспитатель, руководитель ФВ На прогулке используется 1 подвижная игра, 2 игровых задания упражнения (закрепление основных движений). В дни физкультурного занятия игры проводятся утром по 8 – 10 мин, вечером – 8 – 12 мин
3 Физкультурное занятие 2 раза в неделю 20 – 25 мин Зал, площадка Руководитель ФВ Занятия могут проводиться по подгруппам
4 Занятие по плаванию 2 раз в неделю
20 – 25 мин Бассейн Инструктор ФВ Занятия проводятся по подгруппам
5 Бодрящая гимнастика После дневного сна
6 – 8 мин Группа, спальня Воспитатель Используются корригирующие упражнения в зависимости от патологии детей
6 Занятие лечебной физкультурой 2 раз в неделю
20 – 25 мин Зал Инструктор ЛФК Зависит от характера патологии, группы формируются по показаниям
7 Занятие по ритмопластике 1 раз в неделю
20 – 25 мин Зал Руководитель ФВ Группы формируются по желанию детей и родителей
8 Самостоятельная двигательная деятельность детей в группе Ежедневно Группа Воспитатель Под руководством воспитателя. Продолжительность и содержание варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
9 Физкультурный досуг 20 – 30 мин Зал Руководитель ФВ, воспитатель Проводится 1 – 2 раза в месяц
10 Физкультурный праздник 30 мин Зал, площадка Руководитель ФВ, воспитатель Проводится 2 – 3 раза в год
11 День здоровья Группа, площадка, зал Руководитель ФВ, воспитатель, врач Не реже 1 раза в квартал. В этот день отменяются все остальные занятия. Режим дня насыщается активной двигательной деятельностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями
Использование различных форм двигательной деятельности в режиме дня детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет)
№ п/п Формы Время в режиме дня Место проведения Кто проводит Особенности организации
1 Утренняя гимнастика Утро
8 – 10 мин Зал, группа, музыкальный зал Воспитатель, руко-водитель ФВ, музы-кальный руководитель Ежедневно. В теплое время года – на открытом воздухе. Комплекс составляется на 1–2 недели. Включение дыхательных упражнений обязательно.
2 Физкультминутки Во время занятий 1 – 3 мин Группа Воспитатель Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий могут проводиться 1 – 3 раза по 1 – 2 мин. На занятиях по изодеятельности можно не проводить
3 Подвижные игры и физические упражнения на прогулке 2 раза в день (на утренней и вечерней прогулках) 25 – 30 мин Площадка Воспитатель, руководитель ФВ На прогулке используется 1 подвижная игра, 2 игровых задания упражнения (закрепление основных движений). В дни физкультурного занятия игры проводятся утром по 10 – 12 мин, вечером – 10 – 15 мин. Могут использоваться спортивные игры и упражнения
4 Физкультурное занятие 2 раз в неделю
25 – 30 мин Зал, площадка Руководитель ФВ Занятия проводятся по подгруппам
5 Занятие по плаванию 2 раза в неделю 25 – 30 мин Бассейн Инструктор ФВ Занятия проводятся по подгруппам
6 Бодрящая гимнастика После дневного сна 8 – 10 мин Группа, спальня Воспитатель Используются корригирующие упражнения в зависимости от патологии детей
7 Занятие лечебной физкультурой 2 раза в неделю 25 – 30 мин Зал Инструктор ЛФК Зависит от характера патологии, группы формируются по показаниям
8 Секционное занятие 1 раз в неделю 25 мин Зал Руководитель ФВ Группы формируются по желанию детей и родителей
9 Занятие по ритмопластике 1 раз в неделю 25 мин Зал Руководитель ФВ Группы формируются по желанию детей и родителей
10 Самостоятельная двигательная деятельность детей в группе Ежедневно 30 мин Группа Воспитатель Под руководством воспитателя. Продолжительность и содержание варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
11 Физкультурный досуг 30 45 мин Зал Руководитель ФВ, воспитатель Проводится 1 – 2 раза в месяц
12 Физкультурный праздник 30 – 40 мин Зал, площадка Руководитель ФВ, воспитатель Проводится 2 – 3 раза в год
13 День здоровья Группа, площадка, зал Руководитель ФВ, воспитатель, врач Не реже 1 раза в квартал. В этот день отменяются все остальные занятия. Режим дня насыщается активной двигательной деятельностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями
В начале моего исследования :
По диагностической карте «Физическое развитие» можно проследить организацию оздоровительной работы в детском саду. Возраст детей младший и старший дошкольный возраст.
Так в младшем возрасте проходил адаптационный период, дети часто болели. Благодаря физическим упражнениям и хорошей организации физкультурно-оздоровительного досуга, легко прошел адаптационный период. Стали активно с интересом выполнять физические упражнения, радоваться успехам, общие показатели основных движений улучшились, хорошо овладели навыками: ползание, лазание, бросание, метание, ловля.
После проведения физкультурно-оздоровительной работы мы видим улучшение состояния физического здоровья.
Подведя итоги диагностирования мы сделали вывод, что в младшем дошкольном возрасте результаты физического развития оказались следующими: 10 человек – 100%.
Ходьба, бег – хорошо 70%, удовлетворительно – 30%.
Прыжки – хорошо 20%, удовлетворительно – 80%.
Лазание и ползание – хорошо 50%, удовлетворительно – 50%.
Метание – хорошо 60%, удовлетворительно 40%.
А в старшем дошкольном возрасте.
Ползание, лазание – хорошо 90%, удовлетворительно 10%.
Бросание, ловля – хорошо 100%, удовлетворительно 0%.
Метание – хорошо 100%, удовлетворительно 0%.
Передвижения с техническими средствами – хорошо 90%, удовлетворительно 10%.
Беседа и анкетирование родителей
Здоровьесберегающие мероприятия для улучшения показателей уровня физического развития детей после проведенной беседы, анкетирования (Приложение 3) и работы с родителями пришли к выводу, что можно повысить физическое развитие в следствии следующих причин:
1. Плохая материальная база, нет хорошего стадиона, плохое оснащение физкультурного зала (нет достаточного оборудования и инвентаря, нет оборудования физкультурной площадки.
2. Не привлечение к дням здоровья, физкультурным досугам. праздникам родителей.
3. Отрицательный пример взрослых: курение, алкоголь.
4. Малое проведение экскурсий, походов, прогулок за пределы ДОУ.
5. Не соблюдение режима дня родителями вне ДОУ.
6. Не проводятся занятия по плаванию.
7. Нет секционных занятий.
Повышение физкультурно-оздоровительной работы зависит от многих факторов, влияющих на детей.
1. Положительный результат показали дети занимающиеся в спортивных секциях, клубах и т. д.
2. Совместная работа воспитателей и родителей по созданию материальной базы для массового привлечения детей к занятиям физическими упражнениями.
3. Положительные примеры сверстников.
4. Создание благоприятных условий для занятий двигательной активностью детей.
5. Роль педагогического коллектива ДОУ в решении задач развития физкультурно-оздоровительной работы.
6. Агитация и пропаганда физической культуры в ДОУ.
7. Физкультурные праздники и массовые спортивные выступления.
8. Организация и проведение дней здоровья в ДОУ.
Результаты анкетирования: (10 человек – 10%)
1. Кто из родителей занимается спортом? – 4%.
2. Есть ли дома спортивный снаряд? – 9%.
3. Посещает ли ваш ребенок спортивную секцию? – 3%.
4. Установлен ли для вашего ребенка дома режим дня? – 10%.
5. Соблюдает ли ребенок этот режим? – 9%.
6. Делаете ли вы дома утреннюю гимнастику? – 2%.
7. Соблюдает ли ваш ребенок правила личной гигиены? – 10%.
8. Знаете ли вы основные принципы и методы закаливания? – 10%.
9. Проводите ли дома с детьми закаливающие мероприятия? – 8%.
10. Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком: мама – 5%, папа – 3%, вместе – 2%.
11. Гуляете ли вы с ребенком после д/с? – 10%.
12. Гуляет ли ваш ребенок один? – нет – 10%.
13. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:
– подвижные игры – 10%;
– спортивные игры – 7%;
– настольные игры – 5%;
– конструирование – 9%;
– просмотр телепередач – 10%;
– чтение книг – 6%;
– музыкально-ритмическая деятельность – 3%.
Беседа выявила, что детям нравится заниматься физическими упражнениями (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание, метание, спортивными играми, игры с мячом, народные подвижные игры.
С учетом результатов нами сформулированы рекомендации родителям и воспитателям по выявлению влияния двигательных навыков на физическое здоровье ребенка.
1. Выполнение зарядки после сна.
2. Закаливание, водные процедуры, воздушные ванны.
3. Занятие в спортивных секциях.
4. Активный двигательный досуг, катание на велосипедах.
5. Плавание и посещение детей с родителями спортивных площадок.
6. Спортивные праздники.
7. Привлечение родителей для совместной работы по физическому воспитанию детей.
8. Физ. минутки разучивать с родителями.
9. Народные подвижные игры.
10. Повышение двигательной активности путем музыкально-эстетического воспитания на физических занятиях.
Заключение
Состояние здоровья детей дошкольников характеризуются высокой распространенностью морфофункциональных отношений 70–75%. Одним из главных направлений работы ДОУ являются обеспечение благотворных условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
С целью улучшения здоровья детей дошкольного возраста в систему физического воспитания в детском образовательном учреждении должны быть включены различные формы занятий физические упражнениями, повышающие уровень двигательной активности детей (утренняя гимнастика, физкультурное занятие, игры, упражнения на прогулке и др.).
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста планируется в соответствии с принципами последовательности, систематичности, комплексности использования естественных сил природы и гигиеничных факторов, а также методов оздоровительной направленности.
Эффективность оздоровительной работы с детьми младшего возраста будет зависеть от использования средств оздоровления и уровня владения педагогами методикой организации и проведения традиционных (закаливание водой, воздухом, солнцем в сочетании с «тропой здоровья» и физическими упражнениями, а также нетрадиционных способов оздоровления (ароматерапия, фитотерапия, цветотерапия, фитонцидотерапия, металлотерапия игротерапия, камнетеропия и т. д.).