Шведчикова Елена Юрьевна
Эмоциональный интеллект в творческом развитии дошкольников через театрализованную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Поговорим о роли педагога в развитии творческих и коммуникативных способностей детей. Личность педагога имеет большую силу воздействия на воспитанников - дети проводят с ними большую часть времени, могут копировать слова, жесты, эмоциональные модели поведения воспитателя, особенно, если они к нему прониклись симпатией. В свою очередь, дети своей непосредственностью, искренностью и любовью воздействуют на нас. И наша задача и интерес в этом союзе быть готовыми в любом возрасте продолжать творческое самопознание и самосозидание. И поможет нам в этом театрализованная деятельность и любые эмоционально – ролевые игры
Публикация «Эмоциональный интеллект в творческом развитии дошкольников через театрализованную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Давайте посмотрим, каким образом самая высокая способность человека творить – зарождается и крепнет в буднях детского сада.
Для того чтобы это стало системой, важны три условия:
- необходимо понимание, какие внутренние процессы происходят в эмоциональной сфере ребенка, а именно какой уровень ЭQ ребенка и каковы его перспективы
- научится создавать условия для прорастания творческого потенциала
- быть носителем этих способностей, чтобы ребенок мог вдохновляться вашим образом
Рассмотрим творчество, как определенное эмоционально –ментальное состояние и поможет нам в этом знание об эмоциональном интеллекте.
Сейчас ученые выделяют 4 вида ума:
1. Разум тела (рептильным отдел мозга)
2. Эмоциональный разум (правое полушарие)
3. Разум интеллекта (левое полушарие)
4. Интуиция (шишковидная железа)
Исследованиям интеллекта более 100 лет, а эмоциональный интеллект обозначили только 20 лет назад. А ведь 85% успешных и процветающих людей это носители высокого ЭQ, а отнюдь не высокого QI. И жизнь очень хорошо нам показала, как могут преуспевать «троешники» и как лидерами процветающих компаний становятся люди с неполным высшим, или вообще без него. И причина этому – высокий уровень ЭQ. Карьера - это отношения, семья- это отношения, коллектив это тоже отношения - в совокупности вся наша жизнь. И недооценивать мир чувств и эмоций – глубокое заблуждение и мы все являемся эмоциональными тренерами для своих близких и воспитанников.
Давайте определим ваш уровень ЭИ.
1. Для этого надо назвать эмоцию, в которой вы сейчас находитесь…Я чувствую….Я ощущаю….
2. Вспомните 3 эмоции в которых вы чаще всего пребываете.
3. Подумайте какие 3 эмоции вам малознакомы…
У кого получилось всему дать название и вспомнить имеют первый уровень развития ЭИ. Этому возможно вам приходилось учить своих воспитанников.
Второй уровень развития это умение управлять своими эмоциями – переключать свои эмоции, переводить их из одного состояния в другое, причем сила эмоций и скорость переключения у всех разная. Вы хорошо знаете, как переключить эмоцию у ребенка - отвлекаем внимание, а если это подросток и несчастная любовь? А если это вы и находитесь в сильной тревоге или страхе, обиде, или злости? Иногда вам кажется, что все хорошо уже, а организм в глубоком хроническом стрессе.
Как перевести, трансформировать эмоцию из яда в мед?
Давайте проверим кто из нас сейчас в стрессе и кому нужна помощь.
Тест на определение наличия стресса
Способы снятия стресса методом «Ключ» Хасая Алиева
Способы снятия стресса у детей и переключение разных эмоций
«Строим дом»
«Мы охотимся на льва»
Третий уровень развития эмоционального интеллекта это умение чувствовать то, что чувствуют другие. Каждому живому существу от рождения дается эта способность под названием эмпатия, проявляется она у всех по разному.
И чем более эмпатичен человек, тем более он художественно и творчески одарен. Эмпаты артистически талантливы, так как могут тонко чувствовать все живое вокруг, легче вживаются и выразительнее доносят образ в игре.
Поэтому, если у вас развита эмпатия вы можете чувствовать состояния всех своих близких людей и своих воспитанников, видеть мир их глазами и мыслить как они, поэтому они для вас предсказуемы и в вашей доброй воле находится их психологический комфорт и эмоциональное развитие.
Любая театрализация есть развитие эмоционального интеллекта, а он в свою очередь определяет успешность в социализации.
Например: Является ли постановка сказки, сценки к празднику или развлечениям ресурсом для социализации?
Практически нет, так как в этом случае больше востребованы механизмы памяти для заучивания, а также демонстративный потенциал ребенка для показа на публике.
Но, если эта работа ведется регулярно, в системе, то это уже другой разговор, так как нарабатывается опыт.
Самая же эффективная работа происходит, когда в коллективе дети сами постоянно разыгрывают сценки и сказки – сами для себя создают умное развлечение.
Здесь очень хорошо подходят все методы имаготерапии – театрализация в группе с магическим «а представь»….
(как условие такой деятельности - хорошее знание содержания и минимум атрибутов)
И каждому ребенку даем роль под задачи:
- то актер то зритель
- перепробовать в одном сюжете все роли и способы взаимодействий
- крикливому выскочке – роль старика из «Золотой рыбки»
- скромной, тихой девочке – старуху из той же сказке
А завтра пусть задира и выскочка выплеснет излишек темперамента в роли волка или петуха.
- допустить небольшую импровизацию в поведении героя
(может муравей из басни все же пустит стрекозу на зиму)-
это уже четвертый уровень ЭQ.
Гармонизация, коррекция, творчество в самопознании и самовыражении – легко и играючи – вот какой волшебный инструмент вам в руки дан. И коллектив сплачивается и психологически «оздоравливается» от такой насыщенной жизни
Самые яркие сказки по образам и по задачам:
«Три поросенка», «Зайкина избушка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Репка», «Сказка о золотой рыбке», «Волк и семеро козлят»
Уважаемые воспитатели, играйте сами, пробуйте себя в разных образах, пока сами не проживете не почувствуете ощущения разных энергий в теле, то как вы этим детей заразите?
И четвертый уровень. Имея этот уровень, человек может управлять эмоциями других в своих интересах и сделать блестящую карьеру и организовать себе жизнь счастливую (искусно манипулируя поведением людей в своих интересах). А может стать творцом и создателем эмоциональных пространств, атмосфер и это тема следующего мастер класса.
И в заключении хочу добавить информацию о вирусной природе эмоций. Психологические состояния очень заразны, особенно быстро распространяются такие сильные эмоции как страх и паника
Театральная деятельность красивый и интересный выход из своей модели поведения, возможность с разных точек зрения посмотреть на один сюжет и развитие коммуникативных навыков. Театральная деятельность помогает детям развить образное и ассоциативное мышление, эмпатию и конечно способность быть счастливым в социуме.