Абдуллаева Наталия Николаевна
Эмоциональный интеллект у ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Зачем развивать эмоциональный интеллект у ребёнка Эмоциональный интеллект не связан с академическими знаниями и наличием гениальности. Он выступает как основа личностного развития, считает доктор психологических наук, профессор Института психологии РАН Елена Сергиенко. Дети, умеющие распознавать эмоции, управлять ими и воспринимать их как ресурс для достижения цели, более общительны и легче адаптируются к изменениям окружающей среды. Кроме того, школьники с развитым ЭИ лучше учатся и меньше подвержены деструктивному влиянию. Чувственная сфера напрямую влияет на память, обучаемость, уровень эмпатии, концентрацию внимания, даже на физическое и умственное здоровье. Если вы будете уделять должное внимание развитию эмоционального интеллекта, ребёнок со временем научится контролировать себя и свои эмоции. Как развивать ЭИ в повседневном общении С двух лет дети начинают распознавать базовые эмоции : радость, грусть, страх, гнев. Психологи считают, что в развитии ЭИ помогает родительская отзывчивость, когда взрослый не обесценивает чувства ребенка, а принимает их значимость. Психолог и педагог детского центра «Дом гнома» Ирина Беляева на портале afisha.ru советует родителям малышей 2– 7 лет: Демонстрируйте эмоции. Рисуйте вместе с ребенком рожицы, воображайте, как можно воплотить ту или иную эмоцию на бумаге. Например, гнев может превратиться в иссиня-чёрное небо, которое озаряется вспышкой молнии, радость – это цветущий сад, а любовь – корзинка спелой клубники. Проговаривайте эмоции. Нарисуйте шкалу настроения, где одна ось – это малыш, а вторая – эмоция, которую он испытывает. К примеру, ребенок проиграл конкурс чтецов. Прежде чем успокаивать его, скажите: «Ты не занял призовое место, я вижу, как ты расстроен, и все равно горжусь тобой. Покажи на нашей шкале, где ты сейчас находишься?» Когда ребёнок определится, спросите, что бы он сделал для перехода на другую шкалу. Возможно, он захочет погулять в парке или почитать что-нибудь о захватывающих приключениях. Прорабатывайте негатив с помощью личного опыта. Когда стараетесь поддержать малыша, подкрепляйте сказанное событиями из своего прошлого. Так ему будет проще признать поражение, понять, что его мир от этого не рухнул, и идти дальше. Например: «В детстве я тоже проигрывала. Мне было грустно, больно, обидно. Но ведь ничего страшного не произошло. Я прошла этот этап и спустя несколько лет заняла призовое место на олимпиаде по русскому языку. Я была очень счастлива». Клинический психолог, психотерапевт Екатерина Блюхтерова мамам и папам, чьим детям 7–10 лет, советует: Больше проявляйте чувства по отношению к ребёнку. До 10 лет с ребёнком нужно проговаривать не только его эмоции, но и те чувства, что испытывают взрослые. Например: «Папа сегодня очень расстроен: отложили матч по футболу, а он его так ждал» или «Бабушка очень довольна собой, потому что закончила вязать свитер». Не запрещайте проявлять эмоции, но старайтесь направить их в безопасное русло. Следует избегать установок «мужчины не плачут» или «сильный человек нюни не распускает». Для физического и ментального здоровья крайне необходимо проживать эмоцию до конца. Так или иначе заблокированная эмоция всё равно выплеснется, но ребёнок не сможет себя контролировать. Это грозит истерикой в общественном месте или внезапной вспышкой агрессии. Ребёнку важно дать понять : вредить другим нельзя. Когда ребёнку плохо или грустно, его настроение не должно отражаться на людях, приводить к порче вещей и пр. Поэтому показывайте ему безопасные способы справляться с эмоциями. Хочется плакать? Пусть малыш поплачет, обнимите его, посидите рядом. Он разгневан? Выполните дыхательные упражнения, побегайте в парке наперегонки. Придумывайте терапевтические истории. Например, вы были вынуждены переехать в другой город, но для ребёнка это стресс : новая школа, обстановка, ребята. Чтобы ему было проще взглянуть на себя и свои эмоции со стороны и понять, как лучше действовать, можно придумать свою историю. Она будет начинаться со слов: «Один мальчик тоже переехал в другой город. И вот настал первый день в новой школе, учительница с улыбкой представила его одноклассникам.». Когда речь идет о подростковом ЭИ, важно не забывать про эмоциональную глухоту. С 12 лет у ребенка включается биологическая программа, которая направлена на сепарацию от родителей. Зачастую она побуждает молодых людей провоцировать взрослых, чтобы им «указали на дверь» и таким образом помогли начать жить самостоятельно.