Лучший педагог года

Эмоциональный интеллект педагога

Лада Скуднова
Эмоциональный интеллект педагога

1. Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EQ) — умение определять, использовать, понимать и управлять собственными эмоциями в положительном ключе, например, чтобы снимать стресс, преодолевать трудности и разряжать конфликты. Также эта способность позволяет распознавать эмоциональное состояние других людей.

Эмоциональный интеллект обычно состоит из пяти составляющих:

• Самопознание. Вы признаёте собственные эмоции и понимаете, как они влияют на ваши мысли и поведение. Вы знаете, свои сильные и слабые стороны, у вас есть уверенность в собственных силах.

Публикация «Эмоциональный интеллект педагога» размещена в разделах

• Самоконтроль. Вы умеете контролировать импульсивные чувства, управлять своими эмоциями в отношениях, брать на себя инициативу, следовать обязательствам и адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.

• Эмпатия. Вы знаете, как развивать и поддерживать хорошие отношения, легко общаться, вдохновлять и направлять других людей.

• Мотивация. Вы представляете свою цель и чётко осознаёте каждый следующий шаг на пути к своей мечте.

• Социальные навыки. Вы можете понимать эмоции, потребности и проблемы других людей, распознавать невербальные сигналы, комфортно чувствовать себя в обществе, определять статус человека в группе или организации, разрешать конфликты внутри команды.

Что поможет сформировать эмоциональный интеллект

САМОПОЗНАНИЕ. Вы признаёте собственные эмоции и понимаете, как они влияют на ваши мысли и поведение. Вы знаете, свои сильные и слабые стороны, у вас есть уверенность в собственных силах.

Если в прошлом вы оценили и поняли свои эмоции, они станут ценными активами в будущем. Если же переживания были болезненными и запутанными, вы, вероятно, сделаете всё возможное, чтобы дистанцироваться от них. Однако не стоит отстраняться даже от негативных чувств, ведь принятие и осознание своего эмоционального состояния — ключ к понимаю того, как переживания влияют на ваши мысли и действия.

Задайте себе несколько вопросов:

• Сопровождаются ли эмоции физическими ощущениями в желудке, горле или грудной клетке?

• Испытывали ли вы чувства, которые явно отражались на вашей мимике?

• Можете ли вы испытывать сильные чувства, которые целиком поглощают ваше внимание и внимание других?

• Следите ли вы за своими эмоциями, когда принимаете решения?

• Если есть хотя бы один отрицательный ответ, ваши эмоции подавлены или выключены. Для того, чтобы обладать здоровым эмоциональным интеллектом, вы должны открыться переживаниям, впустить их в свою зону комфорта.

Вот самые верные способы улучшить самопознание:

• Тренируйте осознанность. То есть намеренную фокусировку внимания на настоящем моменте. Осознанность часто связывают с медитацией в буддизме, однако большинство религий мира практикуют нечто подобное в форме молитвы. Она снимает озабоченность, успокаивает и настраивает, воспитывает характер.

• Заведите дневник. В конце каждого дня записывайте, что с вами случилось, как вы чувствовали себя и справлялись со сложностями. Периодически оглядывайтесь назад и анализируйте типичные ситуации, отмечайте, где вы не дожали или переусердствовали.

• Спросите у близких, кем они видят вас. Отзывы от нескольких людей оголят ваши сильные и слабые стороны. Не забудьте всё зафиксировать и найти закономерности. Главное, не спорить и не возражать. Вам важно посмотреть на себя чужими глазами.

САМОКОНТРОЛЬ. Осознание чувств — это первый шаг к эмоциональному управлению. Вы должны использовать эмоции, чтобы принимать конструктивные решения и выстраивать линию поведения. Когда вы становитесь чрезмерно напряжены, вы можете потерять контроль над собой и утратить вдумчивость.

Эмоции являются важными фрагментами информации, они говорят нам о себе и о других. Однако в условиях стресса мы становимся подавленными и теряем контроль над самими собой. Научитесь справляться со стрессом. Так вы сможете контролировать чувства и поведение, управлять отношениями, брать инициативу в свои руки, следовать обязательствам и адаптироваться к изменчивому миру.

Так как же научиться самоконтролю? Наверняка вы слышали о дедовском способе — посчитать до десяти, когда сердишься.

Не всегда получается подавить гнев или депрессию, тем не менее физический толчок будет к месту.

• Чувствуете усталость — сделайте несколько упражнений.

• Не можете собраться с силами — врежьте себе пощёчину.

В общем, применяйте любое физическое воздействие, которое приведёт к лёгкому шоку и разорвёт порочный круг.

ЭМПАТИЯ. Мы постоянно сосредотачиваемся на том, что наиболее важно именно для нас. Однако наши эмоции — лишь половина отношений. Все остальные люди тоже имеют свои собственные чувства, желания, триггеры и страхи. Поэтому сопереживание — крайне важное жизненное умение.

Попробуйте на практике несколько советов, которые помогут вам стать эмпатом:

• Меньше говорите, больше слушайте. Это золотое правило любого искренне сопереживающего человека. Конечно, вы не можете пропустить через себя всю гамму чувств другого человека, но можете попытаться его услышать. Просто позвольте человеку выговориться, не перебивая его своими соображениями. Это трудно, особенно в том случае, если присутствуют сильные негативные эмоции. Однако практически любая связь станет крепче только из-за того, что вы подождёте лишние несколько секунд, прежде чем вступить в разговор.

• Примите противоположное мнение вопреки собственной позиции. Чтобы понять, что движет человеком, необходимо оказаться на его месте. Если вы считаете, что ваш собеседник пребывает в безрассудном состоянии, попробуйте оправдать его в своей голове. Возможно, вы поступили бы аналогично, если бы очутились в его шкуре.

• Поймите разницу между словами «я знаю» и «я тебя понимаю». Первое указывает на то, что вы якобы имели аналогичный жизненный опыт. Второе же говорит о том, что вы обдумали ситуацию и проиграли её от своего лица. Разумеется, понимание чужих проблем — более доверительный и правдивый уровень взаимоотношений.

Эмпатия подразумевает вашу реакцию, однако она должна поступить вовремя. Если кто-то готов разрыдаться или разрывается от глубокой боли, не пытайтесь приглушить чувства. Человек должен выплеснуть эмоции, и ему понадобится ваша помощь.

СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ.

Способность положительного взаимодействия с другими людьми является еще одним важным аспектом эмоционального интеллекта. Истинное понимание эмоций включает в себя больше, чем просто признание собственных эмоций и чувств других людей — нужно, чтобы эта информация работала в вашем взаимодействии и коммуникациях с людьми каждый день.

Вот несколько важных социальных навыков: активное слушание, вербальные навыки общения, невербальные коммуникативные навыки, лидерство и способность убеждать.

Педагоги с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой, что обуславливает высокую эффективность в профессиональной деятельности. Создав определенную атмосферу в педагогическом коллективе в которой люди будут испытывать положительные эмоции, можно развить стремление людей помогать друг другу в процессе работы и работать «по максимуму», когда того требует ситуация.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что эмоциональный интеллект позволяет использовать новый ресурс, который есть у каждого, для повышения качества работы в педагогическом коллективе и дальнейшего саморазвития каждого сотрудника как в личностном, так и профессиональном плане.

2. Родители смогут вырастить из детей эмоционально зрелую личность, если начнут с себя: высокий коэффициент развития эмоционального интеллекта (EQ) поможет им понять, что чувствует их ребенок, почему он переживает, правильно и вовремя реагировать на это и создать условия для его гармоничного развития. Вспомните известное высказывание: «жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит, и на 90% из того, как мы к этому относимся». На примере распространенных ситуаций мы предлагаем родителям определить свои типичные реакции, почерпнуть идеи, которые помогут им действовать сознательно в зависимости от того, чего они хотят для своего ребенка.

• Вспомните, как вы обычно реагируете в таких ситуациях (как поступаете чаще всего и как - иногда). Самоанализ нужен не для того, чтобы себя оценить, - он позволит заметить постепенные изменения в себе.

• Поставьте себя на место ребенка и представьте, что бы вы почувствовали, услышав такой (ваш) тон, видя такое (ваше) выражение лица. Станьте вновь ребенком, вслушайтесь в свои чувства и мысли. Это поможет вам больше, чем любая книга по воспитанию.

• Прочитайте «Новую установку», выраженную в одной-двух фразах.

• Перепишите эти фразы на листочки и прикрепите на холодильник. Вы сможете обращаться к новым установкам и черпать в них вдохновение всякий раз, когда возникает «напряженная» ситуация, связанная с ребенком.

Упражнения

Психорисунок «Нарисуй за минуту». За одну минуту необходимо нарисовать свое настроение, не рисуя ничего конкретного, только линии, формы, различные цвета. Затем передать свой рисунок соседу справа. Рассмотреть внимательно полученный рисунок и попробовать угадать, какое настроение на нем изображено.

Живые руки. Выполняется в парах. Один участник передает руками другому какую-либо эмоцию (говорить нельзя). Второй пытается отгадать, какая это эмоция. Затем упражнение выполняется в обратном порядке. После него следует обмен чувствами.

Самооценка эмоционального интеллекта

Используя пятибалльную шкалу, оцените, в какой мере вы обладает каждой из указанных ниже способностей.

Прежде чем выставлять оценку, вспомните реальные ситуации, в которых вы проявляли данное качество:

1 – отсутствует;

2 – проявляется в незначительной степени;

3 – проявляется в средней степени;

4 – проявляется в значительной степени;

5 – присутствует постоянно.

1. Я связываю внутренние психологические состояния с различными эмоциями.

2. Я умею снять внутреннее напряжение, находясь в сложных ситуациях.

3. Я знаю о том, как мое поведение влияет на других людей.

4. При возникновении конфликта я стремлюсь первым разрешить его.

5. Когда меня охватывает гнев, я могу быстро взять себя в руки.

6. Я замечаю, когда собеседник начинает злиться.

7. Я вижу, когда человек испытывает стресс. 8. Я достигаю консенсуса с другими людьми.

9. Я распознаю эмоции окружающих.

10. При выполнении неинтересной работы я умею найти мотивацию.

11. Я помогаю другим овладеть своими чувствами.

12. Я помогаю окружающим почувствовать себя комфортно.

13. Я замечаю, когда у собеседника меняется настроение.

14. Я сохраняю спокойствие, когда собеседник начинает злиться.

15. Я могу поставить себя на место другого человека.

16. При необходимости я могу дать совет и оказать эмоциональную поддержку другим людям.

17. Я замечаю, когда собеседник начинает занимать оборонительную позицию.

18. Я могу оценить, насколько поступки человека соответствуют его словам. 19. Я веду доверительные беседы с другими людьми.

20. Я отвечаю человеку точно теми же чувствами, которые он проявляет по отношению ко мне.

Подсчет баллов

Подсчитайте сумму баллов по всем двадцати пунктам, чтобы определить общий уровень эмоционального интеллекта.

Самосознание оценивается пунктами 1, 6, 9, 13 и 17;

владение собой – пунктами 2, 5, 10, 14 и 18;

социальное сознание – пунктами 3, 7, 11, 15 и 19;

менеджмент взаимоотношений – пунктами 4, 8, 12, 16 и 20.

Интерпретация результатов

Эта анкета позволяет определить уровень эмоционального интеллекта.

Если вы набрали более 80 баллов, у вас высокий уровень эмоционального интеллекта.

Если вы набрали 50-80 баллов, у вас есть прочный фундамент для развития эмоционального интеллекта и задатков лидера.

Сумма баллов ниже 50 указывает, что, по вашему мнению, вы обладаете эмоциональным интеллектом ниже среднего. Для каждого из компонентов результат более 20 является высоким, а менее 10 – низким.

Что вы предпримете, чтобы улучшить ваши результаты?

У каждого из нас в силу генетики и воспитания свой набор составляющих эмоционального интеллекта. Кто-то быстрее справляется с плохим настроением, кто-то без труда считывает эмоции окружающих. Но это отнюдь не означает невозможности его дальнейшего развития. Каждый компонент эмоционального интеллекта есть совокупность привычек и ответных реакций, которые при желании можно усовершенствовать.

• Чаще анализируйте свои чувства, выясняйте связи, ищите первопричину. Можно создать свой словарь чувств;

• Прежде чем принять решение, подумайте и осознайте, что вами руководит – разум или чувства;

• Используйте методику внутреннего диалога, чтобы выявлять скрытую негативную информацию;

• Занимайтесь спортом, чаще бывайте на свежем воздухе. Ищите свои эффективные способы релаксации;

• Чаще обращайте внимание на чувства других людей. Стремитесь их понять;

• Не бойтесь обсуждать чувства с близкими. Это поможет лучше понять, что скрывается за их действиями, поступками;

• Учитесь отвечать за последствия своих решений/поступков. Доводить начатое до конца;

• Смело говорите о том, что вас тревожит. Без раздражения и не безучастно;

• Четко определяйте для себя, когда вести за собой, а когда быть ведомым;

• Подходите к решению конфликтов конструктивно.

Показатель IQ еще не залог счастливого будущего. Скорее успеха добьется тот, чей уровень эмоционального интеллекта выше. Поскольку такой человек умеет сдерживать импульсивные порывы ради достижения поставленных целей. Умеет прислушиваться и понимать потребности других людей, принимать их такими, какие они есть, выстраивать отношения. Совершенствуйте свой эмоциональный интеллект ради себя и ради окружающих вас людей!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация «Интеллект, язык и речь» Интелект, язык и речь. Речевая патология –это нарушение важных психических функций человека. Такие нарушения в раннем возрасте характерны.

Интеллект-карта по итогам экскурсии на хлебозаводИнтеллект-карта по итогам экскурсии на хлебозавод Метод интеллект - карт в переводе с английского означает "карта ума". Интеллект - карта - простой и уникальный метод информации, с помощью.

Интеллект-карта по итогам экскурсии на почтамтИнтеллект-карта по итогам экскурсии на почтамт Метод «интеллект-карт», был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps". Буквально слово.

Родительское собрание «Математика, логика, интеллект» Цель: повысить уровень педагогической компетенции родителей по формированию элементарных математических представлений, посредством использования.

Семинар для воспитателей «Алекситимия. Эмоциональный интеллект» Цель: создание условий для освоения приемов эффективного общения с ребенком. Исследование психоэмоционального состояния воспитателя. Задачи:.

Эмоциональный портрет ребенка поступившего в детский сад Эмоциональный портрет ребенка поступившего в детский сад. [/b] Детский сад - это новый этап в жизни ребенка. Изменение привычного образа.

Опыт работы «Эмоциональный мир ребенка» - Добрый день уважаемые коллеги! Раздается звонок. - Ой, извините. У меня зазвонил телефон. Кто говорит? - Слон! - Откуда? - От верблюда.

Эмоциональный интеллект. Что это? Для чего его нужно развивать у ребенка? Вся наша жизнь — непрерывный поток стрессов, событий, разговоров, конфликтов, разочарований и впечатлений. Мы каждую минуту что-то переживаем.

Эмоциональный интеллект и жизненный успех. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников Эмоциональный интеллект и жизненный успех. Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Вся наша жизнь — непрерывный.

Эмоциональный компонент отношения педагога в профессиональной деятельности, как фактор успешного саморазвития (опыт использования невербального компактного диагностического приема, «Цветового теста отношений» А. М. Эткинда (ЦТО). «Счастье не в том,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эмоциональный интеллект педагога
Опубликовано: 9 мая 2018 в 16:47
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эмоциональный интеллект педагога» (включая файлы) размещена пользователем Лада Скуднова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД