Людмила Бритько
Родительское собрание «Математика, логика, интеллект»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повысить уровень педагогической компетенции родителей по формированию элементарных математических представлений, посредством использования развивающих и логических игр нового поколения.
Задачи:
• Повысит педагогическую грамотность родителей в вопросах математических представлений дошкольников;
Публикация «Родительское собрание „Математика, логика, интеллект“» размещена в разделах
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
• Оказать педагогическую, информационную и практическую помощь в развитии элементарных математических представлений дошкольников в условиях семейного воспитания и развития;
• Вооружить родителей результативными приёмами взаимодействия и общения с детьми, способствующими математическому развитию дошкольников;
• Установить тесный контакт детского сада и семьи в вопросам обучения и воспитания дошкольников.
Материал :
• Дидактические игры («Логические блоки Дьенеша», «Весёлые счётные палочки Кьюзенейра» и др);
• Разноцветные фишки;
• Презентация на мультимедиа
Ход СОБРАНИЯ.
Ведущий (В) Добрый вечер уважаемые родители!
Мы рады приветствовать Вас в нашем дошкольном учреждении и в этом уютном зале. Приятно, что вы нашли время, отложили ваши повседневные заботы и пришли к нам. Значит, Вы интересуетесь вопросами воспитания и развития ваших детей. Сегодня мы предлагаем обсудить вопросы элементарного предматематического развития дошкольников. Мы поговорим о том, что такое математика, в вашем понимании. Вы увидите чему и как мы учим детей в этой области. Вам тоже предстоит побыть нашими воспитанниками, поучиться, поиграть. А мы педагоги в свою очередь, возможно, тоже узнаем что-то новое и неизвестное у Вас.
Ну, что, пожалуй, начнём. Прежде всего, предлагаю вам разделиться на команды и придумать название своим команда. (Родители делятся на команды и называют команды)
Итак, у нас две команды___ и ___
Предлагаю первый вопрос: «Скажите, что такое математика?» (Ответы родителей)
«Чему, по вашему мнению мы учим детей на занятиях по пред математическому развитию?»
(Ответы родителей)
(В)Математика – это своего рода мир идей. Ребёнок уже хорошо умеет отличать мир математики от мира физических предметов. Так, например число пять может проявить себя в виде пяти, конфет, пяти лет. Но само число не сводимо к кучке яблок или пальцев руки. Формирование внимания исключительно на количественной характеристике не правильно и затрудняет в последствии формирование абстрактной идеи числа.
Именно поэтому мы предлагаем говорить детям о математике, как об особом мире, который существует, прежде всего, в сознании людей, и мы взрослые являемся проводниками в этот мир.
Принято считать, что математика это задачи, цифры, в лучшем случаи геометрические фигуры. Но никто не задумывается о том, что образовательная область элементарные математические представления в детском саду-это и величины (тоньше-толще, большой маленький, шире-уже и др.) и пространство (вверху-внизу, справа-слева и др., время (утро, вчера, сегодня, завтра, количество и счёт) и весь мир вокруг детей может быть связан с математикой.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учё том возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять, математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решений, который ведёт к результату. В том числе, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребёнку интересна конечная цель : сложить, найти фигуру, преобразовать, которая увлекает его.
Занимательные развивающие игры, задачи интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения. Поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
Сегодня мы хотим познакомить Вас с такими развивающими играми как «Счётные палочки Кюизенера» и «Танграмм»
Знакомство родителей с палочками Кюизенера
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему учебному пособию.
Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками". В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.
Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с детьми от 1 года до 7 лет.
Игровые задачи цветных палочек
Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
Игры и упражнения с палочками Кюизенера
Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами.
В играх с палочками, которые могут носить соревновательный характер, ребенку следует предоставить возможность проявления самостоятельности в поиске решения или ответа на поставленный вопрос, учить выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практические и мысленные пробы. Помощь ребенку лучше оказывать в косвенной форме, предлагая подумать еще раз, но по-другому, попробовать выполнить задание, одобряя правильные действия и суждения детей.
По уровню сложности упражнения с палочками Кюизенера нужно разделить на два этапа.
На первом этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма.
На втором этапе палочки выступают уже как средство обучения арифметике. Пространственно-количественные характеристики не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребенка. При этом взрослый не ограничивается внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а дает возможность выбирать действие самому ребенку. Тогда игра будет радостным открытием нового. Ребенок быстро научится переводить (декодировать) игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел.
Видеоролик занятия с детьми.
Знакомство родителей с танграмом
Танграм - старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы, начиная от человека, животных и заканчивая орудиями труда и предметами обихода. Такого рода головоломки часто называют "геометрическими конструкторами", "головоломками из картона" или "разрезными головоломками".
С танграмом ребенок научится анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель, а самое главное - логически мыслить.
Можно и без шаблона. В квадрате чертим диагональ - получается 2 треугольника. Один из них разрезаем пополам на 2 небольших треугольника. Отмечаем на каждой стороне второго большого треугольника середину. Отсекаем по этим отметкам средний треугольник и остальные фигуры.
Более практичный и долговечный танграм можно вырезать из жесткой офисной папки или пластиковой коробки из под DVD. Можно немного усложнить себе задачу, вырезав танграм из кусочков разного фетра, обметав их по краям, или вовсе из фанеры или дерева.
Как играть в танграм
Каждая фигура игры должна складываться из семи частей танграма, и при этом они не должны перекрываться.
Самый легкий вариант для детей дошкольников 4-5 лет - собирать фигуры по расчерченным на элементы схемам (ответам, как мозаику. Немного практики, и ребенок научится составлять фигуры по образцу-контуру и даже придумывать свои фигуры по такому же принципу.
Деловая игра «Математика, логика и интеллект»
1 Этап «Развивающие игры» (все изображения с заданиями и предполагаемые результаты выводятся на экран)
1. Игровое упражнение для двух команд «Сложи по картинке»
Цель: умение работать со схемой, выкладывать изображения страуса по схеме, используя определённые по размеру и по цвету палочки.
Родителям предлагаю сложить страуса из палочек по схеме.
(схема показана на экране)
Результат
Побеждает та команда, которая первая справиться с заданием и поднимет флажок
Игровое упражнение «Как узнать номера домов на новой улице?»
Цель: учить составлять число из двух меньших чисел; развивать зрительный глазомер; учить понимать поставленную задачу и решить ее самостоятельно; формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.
Материалы : наборы палочек (полосок); домики без номеров
на крыше и наборы карточек с цифрами по количеству детей; изображения новоселов.
Педагог говорит родителям о том, что строители построили дома на новой улице города чисел, но забыли проставить на них нумерацию. Как помочь новоселам узнать номера домов на улице?
Каждая команда получает несколько домиков и набор карточек с цифрами. Родители должны выложить палочками разной длины каждый этаж дома и выяснить, какая цифра должна находиться на крыше.
Побеждает та команда, которая первая справиться с заданием и поднимет флажок
Игровое упражнение «Сложи картинку»
Цель: упражнять в умении составлять изображение по схеме, используя части танграма.
Родителям предлагается сложить рисунок по схеме-силуэту изображения всадника.
Результат
Побеждает та команда, которая первая справиться с заданием и поднимет флажок
2 Этап «Устами младенца»
Задачи на смекалку и логику задают родителям дети.
(все задачки записаны на видео)
1. Горело 7 свечей, 2 свечки погасли. Сколько осталось?
2. Пара лошадей пробежала 20 км. Сколько км. Пробежала каждая лошадь?
3. На столе лежало 2 яблока, 3 груши, 5 слив. Сколько на столе лежало овощей?
4. В комнате было 12 цыплят, 3 кролика, 2 кошки, 1 петух и 3 курицы. Сюда зашёл хозяин с собакой. Сколько в комнате стало ног?
5. На что похожа половинка апельсина?
6. Под каким деревом сидел заяц во время дождя?
7. Что тяжелее 1 кг ваты или 0.5 кг железа?
8. В корзине 3 яблока, как поделить их между 3 детьми и чтоб одно осталось в корзине?
9. Подогрела чайка чайник
Пригласила 9 чаек:
«Приходите все на чай!»
Сколько чаек отвечай?
3 Этап «Числовой хоровод»»
Подвижная математическая игра «Числовой хоровод»
Звучит музыка и все родители двигаются в хаотичном порядке, когда музыка прекращается воспитатель показывает карточку с числом, а участники игры должны собрать в круг колличество человек согласно этому числу.
Побеждает та команда, которая первая справиться с заданием и поднимет флажок
4 Этап «Весёлые полочки»»
Родителям предлагается сложить картинки по образцу
Задание № 1: измените, положение двух палочек так, чтобы олень смотрел в другую сторону.
Задание № 2: измените, положение одной палочки так, чтобы дом смотрел в другую сторону.
Побеждает та команда, которая первая справиться с заданием и поднимет флажок
5 Этап «Дом мечты»
Родителям предлагается построить дом из конструктора построить «Дом мечты» используя как можно больше объёмных геометрических фигур за 1 минуту.
Побеждает та команда, которая больше фигур использовла и чей дом больше и красивее.
6 Этап подведение итогов и награждение победителей дипломами.