Олеся Николаевна Мартынова
Эмоциональное вовлечение ребёнка в процесс коррекционно-развивающего обучения. Задачи коррекционно-развивающего обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Психологу необходимо создать мотивирующую ситуацию. Важнее всего не только научить ребёнка чему-либо, но и возбудить в нём желание научится тому, чему его хотели бы научить, - то есть ребёнок в процессе коррекционных занятий является не объектом, а субъектом коррекционно-развивающего воздействия. Это достигается, если учебные задания интересны и доступны для ребёнка, если для успеха ему следует приложить определённые, но не чрезмерные усилия.
Темочки:
Первостепенным принципом коррекционно-развивающего обучения является комплексность воздействия, то есть сочетание (а не последовательное введение) в каждом цикле занятий методов двигательной, когнитивной и эмоционально-личностной коррекции. Это обусловлено, во-первых, параллельным и взаимообусловленным развитием в онтогенезе всех этих сфер психического функционирования ребёнка и, во-вторых, все указанные виды методов, как будет показано ниже, воздействуют на одни и те же функции (произвольная регуляция, пространственные представления, кинетическая организация действия, внимание и память и т. д.) одна и та же психическая функция одновременно формируется и с помощью когнитивной, и с помощью двигательной коррекции, поэтому сочетание когнитивных и двигательных методов на каждом занятии является обязательным. Комплексное воздействие необходимо и для повышения общей мозговой активности ребёнка, улучшения мозгового кровообращения, нормализации активационных процессов, снятия тонических нарушений, повышения работоспособности, недостаток которой есть одна из основных причин трудностей формирования и успешного функционирования всех психических функций и неуспешности в школьном обучении.
Нейропсихологическая коррекция включает две комплементарных ориентации работы с ребёнком : первая нацелена на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций, вторая – на развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в них компонентов. Обе ориентации обязательно включают воздействие на эмоционально-личностные аспекты психической деятельности ребёнка, ибо единство аффекта, восприятия и действия является основой для развития социального общения и всех интериоризируемых психических функций человека (по Л. С. Выготскому)
Эффективность коррекции может быть достигнута только при обеспечении высокой мотивации к обучению, вовлечении ребёнка в активное взаимодействие с взрослым. Эмоциональная вовлечённость обеспечивает естественное повышение работоспособности, повышение эффективности работы мозга, которое не идёт в ущерб здоровью.
Все методики следуют дидактическому принципу: от простого к сложному, то есть психолог выстраивает задания от простого к сложному относительно слабого звена в психическом функционировании данного конкретного ребёнка. Опираясь «сильные» звенья психического функционирования, психолог работает над развитием «слабых» звеньев психической деятельности, при этом сначала берёт на себя функции слабого звена ребёнка, а затем, как уже говорилось, постепенно передаёт их ребёнку не в одной изолированной функции, а во всех вербальных и невербальных функциях, в которые входит это звено. Переход от простого к сложному осуществляется по трё м параметрам: совместное – самостоятельное действие; опосредованное внешними опорами – интериоризованное действие; развёрнутое поэлементное действие – свёрнутое действие. Важно, что помощь психолога, проводящего коррекционно-развивающие занятия, всегда носит «интерактивный» характер: он сокращает или увеличивает свою помощь в зависимости от успехов ребёнка, то есть работает в зоне его ближайшего развития.
Важной особенностью коррекционных занятий является поиск методов опосредования несформированных функций, а не прямой их тренинг. Эти методы представлены в большинстве глав настоящей коллективной монографии.
Эффективность коррекционно-развивающего обучения достигается исключительно при взаимодействии с родителями ребёнка. Задача нейропсихолога – не только выявить всё позитивное в ребёнке, но и помочь осознать это родителям, вместе с ними реализовать естественное стремление каждого ребёнка к развитию и совершенствованию. Необходимо научить их видеть и оценивать результаты коррекционной работы, понять и принять изменения, произошедшие с ребёнком, участвовать непосредственно в коррекции (гибко взаимодействовать с ним, выполнять вместе домашние задания). Важно учитывать, что отношение родителя к ребёнку меняется намного медленнее, чем изменяется сам ребёнок в ходе нейропсихологической коррекции. Кроме того, для получения результата активной работы с психологом один или два раза в неделю недостаточно. Поэтому очень важно обсудить с родителями, как решать поставленные психологом задачи в домашней жизни, как организовать распорядок дня ребёнка. Закрепление и поддержание в семье результатов, достигнутых во время цикла коррекционных занятий, зависит не только от физических возможностей родителей заниматься с ребёнком, но и от их эмоционального настроя, веры в успешность и необходимость того, что они делают. Работа с родителями – наиболее трудный этап в комплексной работе. После развёрнутого нейропсихологического обследования нейропсихолог объясняет и как бы по – новому освещает родителям проблемы ребёнка. В результате очень часто достигается переформулирование запроса родителя.
Для поддержания и закрепления результатов, достигнутых на занятиях, очень важно сформировать адекватное взаимодействие с ребёнком в семье и скорректировать с помощью семейного психолога те проявления нарушений взаимодействия в семье (раздражительность, недоброжелательность, пессиместичность и т. д., которые были обнаружены в ходе обследования общения в семье и в беседах с родителями. Важной задачей работы с родителями является также создание и поддержание активной оптимистической жизненной позиции родителей, для чего нейропсихолог при взаимодействии с родителем всячески подчеркивает реальные успешные моменты в деятельности ребёнка, высказывает уверенность в возможности преодоления трудностей ребёнка и стимулирует все проявления уверенности и одобрения родителя по отношению к ребёнку.
Коррекционно-развивающее обучение должно происходить во взаимодействии с лечащим врачом ребёнка, а также с педагогами школы или детского сада, инструктором ЛФК, логопедом, обеспечивая комплексный (бригадный) медико-психолого-педагогический подход к ребёнку. При этом каждый специалист решает общие задачи своими методами. От того, насколько рано, последовательно и полно будет организовано такое взаимодействие, зависит его эффект, то есть дальнейшая судьба ребёнка.
Индивидуальные занятия эффективно сочетать с занятиями в группах и в микрогруппах. Каждый из видов работы имеет свои преимущества, в зависимости от применяемого метода и индивидуальных особенностей детей.
Важнейшей особенностью коррекционно-развивающего обучения является упор на игровые формы занятий. Специфика дидактических игр на коррекционных занятиях состоит в том, что психологу необходимо организовывать своеобразную деятельность детей, по форме являющуюся игровой, то есть знакомой и привлекательной для ребёнка, но по своей направленности, носящей учебный характер. В играх-соревнованиях, применяемых, в коррекционно-развивающих занятиях, ведущим мотивом деятельности ребёнка становится достижение победы в соревновании, стремление показать себя с наилучшей стороны. Внимание ребёнка отвлекается от отрабатываемых в игровой форме когнитивных и моторных навыков, отработка их переводится на непроизвольный уровень, что даёт ощущение лёгкости усвоения. Кроме того, внимание всех детей приковано к возможным ошибкам партнёра (понижающим его шансы на выигрыш, что формирует собственный контроль – важнейшее условие преодоления школьных трудностей. Важным преимуществом игровых методов является также полимодальность воздействия: практически все игры дают возможность развивать (тренировать) разные когнитивные функции и способности. Игра широко использует не только вербальные, но и невербальные средства игровой деятельности, что обеспечивает для ребёнка, в том числе и для ребёнка с речевыми проблемами (задержкой речевого развития, недоразвитием речевых функций, заиканием, алалией и др.) возможность эффективного общения со сверстниками. Это, в свою очередь, реализует положительное воздействие общения на когнитивное функционирование и интеллектуальное развитие ребёнка. Группа – идеальная обстановка для детей, нуждающихся в освоении навыков социальных контактов. Это, в первую очередь, относится к гиперактивным, агрессивным и повышено застенчивым детям. Предоставляя условия для общения таким детям, можно помочь им раскрыть и преодолеть препятствия, блокирующие этот естественный процесс. Игровые формы коррекции эффективно способствуют формированию произвольной регуляции сначала игрового, а потом и общего поведения ребёнка. В коррекционных занятиях необходимо адекватное дозирование игровых и неигровых (формальных) методов. Игровые методы подготавливают переход к формальным формам обучения.
Важными условиями эффективного применения коррекционно-развивающих занятий являются, во-первых, соответствие каждого занятия возрасту и уровню психического развития ребёнка, определяемого в ходе комплексного нейропсихологического обследования при поступлении ребёнка на коррекционно- развивающее обучение, а во-вторых, дозированность и последовательное сокращение помощи педагога, ведущего занятие, переход от внешнего контроля со стороны взрослого и других детей, участвующих в занятии, к самоконтролю. «Объект коррекции – живой и развивающий ребёнок, поэтому воздействие (как во всякой психотерапевтической и психокоррекционной практике) всегда по своей сути есть процесс, в том числе и в отношении выбора средств с учётом индивидуально-психологической ситуации развития каждой индивидуальной личности».
Обучение (в том числе и коррекционное) есть процесс созидательный, а не исправительный. Необходимо понять и преодолеть всё то, что мешает ребёнку жить в гармонии и согласии с его непосредственным окружением.