Лифенко Ирина
Эмоциональное восприятие половых ролей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Об эмоциональном восприятии образа мальчика или девочки делался вывод по тому, какой цвет (эмоционально-позитивный : зелёный, красный, желтый и фиолетовый или эмоционально-негативный : темно-синий, коричневый, серый и черный) выбирали дети для мальчиков и девочек.
Как видно из данных таблицы 9 у девочек эмоциональное восприятие девочек позитивнее, чем мальчиков во всех возрастных группах (в 3 года – 5 выборов, в 4 года – 6, в 5 лет – 10, в 6 лет – 10 выборов из 10, у мальчиков это проявляется отчётливо на шестом году жизни (в 4 года было 4 выбора, в 5 лет уже 9).
Темочки:
В то же время у девочек уже после четырёх лет прослеживается негативное эмоциональное восприятие мальчиков ( в 3 года негативный выбор составил: 6 из 10, а в 4 года уже 10 из 10). Мальчики начинают негативно оценивать мальчиков на шестом году жизни (8 негативных выборов против 5 в 4 года).
Как видно из рис. 11 эти различия сохраняются и в возрасте 6 лет : для «мальчиков» у девочек преобладающим является негативный выбор: 9 выборов из 10, а для «девочек» все 10 выборов позитивные (*=3,28, р 0,01).
В возрасте 4 лет у мальчиков возникает эмоциональная дифференциация себя и девочек (*=1,58, р 0,05, причем здесь девочки воспринимаются негативно.
В 5 лет (*=1,82, р 0,05) и в 6-7 лет (*=1,62, р 0,05) у мальчиков различия между собой и девочками уже принимают негативную оценку себя (понятие Я и девочка). У девочек на год раньше появляется выгодное отличение себя от мальчиков, то есть в 3 года в понятии Я и мальчики есть различие (*=1,58, р 0,05, которое остается достоверным в последующие годы (*=2,50, р 0,01).
Во всех возрастах мальчики отдают предпочтение девочкам, оценивая их позитивнее, чем мальчиков. Только в 4 года мальчики оценивали мальчиков также, как и девочек. В этом же возрасте у мальчиков появляется позитивное самовосприятие (*=2,27, р 0,01). Эмоциональное самовосприятие мальчиков позитивное в 3 года и в 4 лет, причем в 4 года оно очень выгодное для мальчиков (* = 2,27, р 0,01). В 5 лет мальчики начинают относиться к себе более негативно, чем раньше, в 6 лет негативное самовосприятие преобладает (*=1,62, р 0,05).
Эмоциональное самовосприятие девочек достоверно регистрируется уже на четвёртом году жизни (*=2,27, р 0,01) и достигает уровня высокой достоверности в 5 лет (*=3,51, р 0,01).
Эмоциональная дифференциация понятий «Мальчик» и «Девочка» у мальчиков становится достоверной в возрасте 5 лет (*=2,05, р 0,01). В возрасте 3-х лет мальчики не видят различий между мальчиками и девочками, у девочек в этом возрасте различия минимальны – дна уровне тенденции. Достоверными различия между мальчиками и девочками у девочек становятся в возрасте 5 лет (*=3,28, р 0,01).
Таким образом, обследование в целом дало возможность оценить и сопоставить эмоциональные аспекты восприятия полов и себя как представителя пола. В результате выявлено, что восприятие полов и себя у мальчиков и девочек отличается.