Сирануш Долян
Эмоциональное состояние детей при их адаптации к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Дети дошкольного возраста часто находятся в «плену эмоций», поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.
Публикация «Эмоциональное состояние детей при их адаптации к условиям ДОУ» размещена в разделах
Каждый год в логопедические группы и пункты поступают дети, имеющие различные формы нарушения речи. Чаще всего такие формы, как фонетико–фонематическое нарушение речи и общее недоразвитие речи. При нарушениях речи у детей обычны вторичные отклонения в физическом и психическом развитии. Ребёнок с речевыми отклонениями не уверен в себе, тревожен, у него ограничивается овладение социальным опытом, нарушается эмоциональное восприятие окружающего мира.
В детском саду дети 6-ти лет проходят интенсивную подготовку к школе, что обуславливает повышенные нагрузки на организм, по некоторых данным в этот период у детей ухудшается психо-эмоциональное состояние, снижается уровень функциональных возможностей нервной системы и работоспособность.
Изучали эмоциональное состояние дошкольников 6-ти лет с нарушениями речи и его взаимосвязь с процессами адаптации в МБДОУ д/с № 39 города Белгорода. Детский сад имеет статус компенсирующей направленности, то есть оказывает помощь детям с нарушениями речи. Были сформированы две группы детей : контрольная (1-я группа) и опытная (2-я группа, всего 29 человек. В контрольной группе были дети без речевой патологии, в опытной - дети с нарушениями речи.
Оценку эмоционального состояния проводили по шкале, которая включает оценку настроения, изучение социальных контактов, особенности познавательной деятельности, дисциплины, игровой деятельности, реакции агрессии, гнева, страхи, двигательную активность ребенка, общее самочувствие.
При изучении особенностей познавательной деятельности рассматривали участие каждого ребенка на занятиях по критериям: активно и с интересом участвует на занятиях; старателен, пытается все делать лучше, чем другие; без принуждения участвует на занятиях; занимается без видимого желания, формально принуждая себя; к занятиям не проявляет интереса, тяготится ими. Максимальный положительный бал при этом «+10», отрицательный бал «- 10».
Установили, что 62,5% детей группы №1 (без речевой патологии) активно и с интересом участвуют в занятиях. Среди детей с нарушениями речи таких - 38%. При этом особенно старательны на занятиях и пытаются все делать лучше дети с речевыми нарушениями, таких детей 62%, в то время как детей без патологий всего 37,5%.
Что касается проявления отрицательных эмоций у детей, было установлено, что гнев появляется редко и в адекватной ситуации или практически отсутствует у 86% детей без патологии и у 39% детей с нарушениями речи. Кроме того, для многих детей с нарушениями речи характерны частые проявления агрессии в отношении сверстников и даже воспитателя, ребенок не может постоять за себя или убегает от обидчика.
Игровая деятельность для детей дошкольного возраста является ведущей. В этом возрасте уже должна быть сформирована сюжетно-ролевая игра. В наших исследованиях было выявлено, что дети с нарушениями речи принимают в этих играх эпизодическое участие либо вообще не принимают в них участия. Попытки привлечь этих детей к игре не приводят к успеху.
Социальные контакты ребенка также характеризуют адаптивные особенности в условиях ДОУ. 31% детей контрольной группы легко и уверенно входят в коллектив, активно ищут и устанавливают контакты со сверстниками. В опытной группе таких детей всего 15%.
Активно не поддерживают социальные контакты, замкнуты, недоверчивы, находятся в добровольной изоляции 38% детей с нарушениями речи и 12,5% детей без таких нарушений.
Важной характеристикой процесса адаптации ребенка является соблюдение им дисциплины. Так требования воспитателя выполняют неохотно, формально или даже игнорируют, на занятиях отвлекаются, занимаются посторонними делами 38% детей с патологией речи, в контрольной группе таких детей 12,5%.
С особой тщательностью и усердием выполняют все требования воспитателя и даже стараются предвосхитить их, усидчивы, старательны, мало отвлекаются 62% детей в контрольной группе и 23% - в опытной.
Для полноценного развития детей дошкольного возраста особое значение имеет двигательная активность, она же может характеризовать особенности приспособления ребенка к новым условиям. Низкая двигательная активность была выявлена у половины детей с нарушениями речи и у 23% детей контрольной группы. У остальных детей напротив, очень высокая двигательная активность, которая проявляется в шумных развлечениях и шалостях.
Таким образом, в наших исследованиях была выявлена существенная разница в адаптации детей с правильной речью и детей, имеющих патологию. Это проявилось, прежде всего, в познавательной деятельности, в поведении во время игр, на занятиях, в общении со сверстниками и взрослыми, в проявлении эмоций, в двигательной активности. У детей с нарушениями речи познавательная деятельность низкая, социальные контакты избирательны, они игнорируют требования дисциплины, не проявляют интереса к играм, часто агрессивны в отношении к сверстникам и даже воспитателям.