Наталья Дзебелюк
«Чудо-бумага». Конспект занятия по ознакомлению с природой с элементами экспериментально-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
непосредственно организованной образовательной деятельности
по ознакомлению с природой с элементами экспериментально-исследовательской деятельности в младшей группе
Тема: «Чудо - бумага»
Цель: познакомить детей со свойствами бумаги. Программное содержание: формировать представление детей об окружающем мире, познакомить со свойствами бумаги (разноцветная, гладкая, шершавая, мнется, рвется, шуршит, летает, намокает); активизировать словарь; развивать инициативу и самостоятельность; воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Предварительная работа: закрепление названия цветов (индивидуальная работа); дидактическая игра "Что из чего сделано?";
Словарная работа: спичечный коробок, рулон, шершавый, плотный, шуршит. Материалы и оборудование: конверт с письмом; тарелочки с набором бумаги (салфетка, цветная бумага (гладкая и бархатная, картон, писчая бумага) по 1 набору на каждого ребенка; "волшебная" коробка с предметами из бумаги (книга, тетрадь, газета, спичечный коробок, рулон туалетной бумаги, упаковка салфеток, картонная коробочка, открытка); конверты с заданиями (3 шт); карточки с номерами 1, 2, 3; фантики от конфет по количеству детей; емкость с водой; бабочки из цветной бумаги (по 1 на каждого ребенка).
Ход:
Раздается стук в дверь. Воспитатель выходит и возвращается с письмом.
Воспитатель: - Ребята, нам пришло письмо. Интересно, от кого оно? Сейчас прочитаю.
Воспитатель читает письмо:
Здравствуйте, дорогие дети! Пишет вам Бумажная Фея. Я живу в Бумажном Королевстве. У нас все сделано из бумаги: одежда, дома, посуда, машины, деревья, трава и цветы. Я знаю все-все бумажные секреты! Приглашаю вас в гости! Я поделюсь с вами секретами бумаги!
Воспитатель: - Как здорово! Мы отправляемся в путешествие! Но это волшебная страна, чтобы там очутиться, нужно произнести волшебные слова.
Воспитатель вместе с детьми произносит слова:
Если дружно потянуться, (дети встают на носки, руки поднимают вверх)
Топнуть, прыгнуть, не упасть, (дети топают ногами, прыгают на двух ногах)
То в волшебный мир бумаги (дети идут на месте)
Можно сразу же попасть!
Воспитатель: - Вот мы и очутились в Бумажном Королевстве. Смотрите, сколько здесь бумаги! Дети подходят к столу, на котором расставлены тарелочки с образцами бумаги: салфетка, цветная бумага (гладкая и бархатная, картон, писчая бумага. Здесь же стоит "волшебная" коробка с предметами, сделанными из бумаги (книга, тетрадь, газета, спичечный коробок, рулон туалетной бумаги, упаковка салфеток, картонная коробочка, открытка, конверт).
Воспитатель: - Дети, что это? (Ответы детей) Да, это бумага. Давайте рассмотрим образцы бумаги.
Воспитатель поочередно предлагает рассмотреть детям образцы той или иной бумаги. Дети рассматривают образцы, называют их (с помощью воспитателя, говорят, какая бумага на ощупь (гладкая, шершавая, мягкая, твердая, тонкая, плотная, какого она цвета.
Воспитатель: - Ребята, давайте посмотрим, что спрятано в этой волшебной коробке!
Воспитатель по очереди достает предметы и ставит их на стол. Дети называют предметы: книга, тетрадь, газета и т. д.
Воспитатель: - Из чего сделаны все эти предметы? (Из бумаги)
Воспитатель: - Да, верно! Как много, необходимых для нас вещей, сделаны из бумаги! Вот мы и познакомились с бумагой. Увидели, что сделано из бумаги. А теперь мы немного отдохнем и отправимся дальше, ведь нам нужно узнать бумажные секреты!
Физкультминутка "Фантики бумажные"
Воспитатель раздает каждому ребенку по одному бумажному фантику.
Мы фантики бумажные, конфетки в нас сидели, (Дети сидят на корточках, в руках держат фантики)
А детки-сладкоежки конфетки дружно съели. (Дети имитируют поедание конфет)
Ветер вдруг набежал и все фантики поднял. (Дети встают и, кружась, машут руками)
Закружились, полетели и на землю тихо сели. (Бег врассыпную. Садятся на корточки)
Мы все фантики возьмем и в коробку отнесём. (Складывают фантики в коробку)
Воспитатель: - Теперь мы можем отправляться дальше!
(Воспитатель берет конверт из коробки)
Воспитатель: - Смотрите, на конверте написано "Секрет №1"!
Воспитатель открывает конверт и читает: - "Ребята, найдите стол под №1 и вы узнаете первый бумажный секрет - умеет ли бумага говорить?"
Дети находят стол, на котором расположена карточка с цифрой 1. На столе разложены листы белой бумаги по количеству детей.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, умеет бумага говорить? (Ответы детей)
Воспитатель: - Сейчас мы это проверим! Возьмите листочки и помните их в руках. Послушайте, издает ли бумага какие-то звуки? (Дети начинают "стирать" бумагу, прислушиваются к издаваемым звукам)
Воспитатель: - Что вы услышали? (Ответы детей) Может ли бумага говорить? (Да)
- Вы правы, ее разговор называют шуршание. Говорят: "бумага шуршит".
Воспитатель: - Вот мы и узнали первый секрет бумаги - она умеет говорить, то есть шуршать!
Дети повторяют за педагогом: Бумага может шуршать.
Воспитатель находит еще один конверт. На нем надпись - "Секрет №2".
Воспитатель: - Смотрите, вот еще один конверт от Бумажной Феи!
Воспитатель читает: - "Ребята, найдите стол под №2 и вы узнаете второй бумажный секрет - дружит ли бумага с водой". Для того, чтобы мы смогли узнать этот секрет, нам нужно взять наши смятые "говорящие" листики с собой.
Дети находят стол, на котором расположена карточка с цифрой 2. На столе стоит емкость с водой и лежит еще один конверт, на котором надпись - "Секрет №3".
Воспитатель: - Смотрите, дети, здесь еще один конверт. Сейчас я прочту, что там написано.
Воспитатель открывает конверт и читает: "Ребята, сделайте из своей бумаги комочки и бросьте их в воду. Дружит ли бумага с водой, вы узнаете только после того, как раскроете третий секрет. Для этого вам надо отыскать стол под номером три".
Дети бросают комочки в воду.
Воспитатель: - Как вы думаете, бумага дружит с водой? (Ответы детей)
- Ну что же, наберемся немного терпения и скоро мы точно это узнаем! А пока ищем стол под номером 3.
Дети находят стол под номером три. На столе лежат бабочки из цветной бумаги (по количеству детей)
Воспитатель продолжает читать послание Бумажной Феи: "Сейчас вы узнаете еще один секрет бумаги - умеет ли бумага летать"
Воспитатель: - Как вы думаете, бумага может летать? (Ответы детей)
Воспитатель: - Сейчас мы это узнаем! Возьмите одну бабочку, положите ее на ладошку и сильно подуйте.
Дети выполняют то, что попросил сделать воспитатель.
Воспитатель: - Что произошло? (Бабочка полетела)
Воспитатель: - Вот мы и узнали еще один секрет бумаги. Какой он? (Бумага умеет летать)
Дети повторяют предложение: Бумага может летать.
Воспитатель: - Да, верно! А теперь вернемся к столу под номером 2 и узнаем, дружит ли бумага с водой.
Дети подходят к столу, на котором стоит емкость с водой.
Воспитатель: - Ребята, достаньте листики из воды. Что с ними стало? (Они намокли)
Воспитатель: - Мокрая бумага стала прочнее? (Нет, она легко рвется)
Воспитатель: - Дружит ли бумага с водой? (Нет)
Воспитатель: - Вот мы и узнали еще один бумажный секрет! Бумага не дружит с водой!
Дети повторяют: Бумага не дружит с водой.
Воспитатель: - Спасибо Бумажной Фее за то, что рассказала о бумажных секретах. А теперь, ребята, нам пора возвращаться в группу.
Дети вместе с воспитателем произносят "волшебные" слова:
Если дружно потянуться,
Топнуть, прыгнуть, не упасть,
То обратно в детский садик
Можно сразу же попасть.
Воспитатель: - Вот мы снова оказались в нашей группе. Давайте вспомним, какие бумажные секреты мы узнали. (Ответы детей)
Воспитатель: - Чтобы отблагодарить Бумажную Фею за чудесное путешествие, сделаем ей открытку и отошлем в Бумажное Королевство! Как вы думаете, из чего мы будем делать открытку? (Из бумаги)
Воспитатель: - Конечно, из бумаги!
Дети садятся за стол. У каждого ребенка - цветная салфетка. Дети из салфетки скатывают шарики и приклеивают на стебелек заготовки - открытки (ваза со стебельками). Шарик из салфетки - это цветок.
По окончании работы воспитатель показывает открытку, хвалит детей.