Кузнецова Марина Алексеевна
Эмоциональное развитие старших дошкольников. Конспект занятия «Радость»
▼ Скачать + Заказать документы
Составила: педагог-психолог:
Кузнецова Марина Алексеевна
Домодедово
2016
Тема:
Эмоциональное развитие старших дошкольников
Занятие «Радость»
Цель: Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников посредством предоставления знаний о эмоциях
Задачи:
Обучающие:
Формировать понимание своих чувств и чувств других людей;
Продолжать формировать понимание относительности в оценке чувств;
Публикация «Эмоциональное развитие старших дошкольников, Конспект занятия „Радость“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Развивающие:
Развивать умение понимать своего собеседника;
Стимулировать положительные эмоции, чувства через улыбку.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к чувствам других, людей;
Способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами (словесными, творческими, физическими);
Материалы и оборудование: пиктограмма «радость»; кукла «Азбуки настроений» с эмоцией «радость»; одноцветные бумажные салфетки: клубок ниток;
Ход занятия:
1 часть. Приветствие.
Дети заходят в кабинет и встают в круг
- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришла необычная гостья. Посмотрите, как она улыбается вам! Это кукла «Азбуки настроений», которую зовут Радость. Она рада приветствовать вас! Но чтобы она смогла поприветствовать каждого из вас, нужно ей рассказать, как вас зовут. Давайте поиграем в игру
Игра «Прохлопай свое имя» (дети по кругу называют и прохлопывают свои имена)
Кукла «берет инициативу» и поет имя каждого ребенка: «И Ваня здесь, и Ира здесь, и Соня здесь…», а затем предлагает детям улыбнуться друг другу так же по кругу.
2. Основная часть
Дети проходят к стульчикам и садятся за круглый стол
Чтение стихотворения Г. Остера из цикла «Вредные советы».
Если ждет вас наказанье
За плохое поведенье,
Например, за то, что в ванной
Вы свою купали кошку,
Не спросивши разрешенья
Ни у кошки, ни у мамы, предложить хочу вам способ,
Какспастись от наказанья,-
Головою в пол стучите,
Бейте в грудь себя руками
И рыдайте, и кричите:
«Ах! Зачем я мучил кошку?
Я достоин страшной кары!
Мой позор лишь смерть искупит!»
Не пройдет и пол минут,
Как, рыдая вместе с вами,
Вас простят и, чтоб утешить,
Побегут за лимонадом.
И тогда спокойно кошку
Вы за хвост ведите в ванну,
Ведь наябедничать кошка
Не сумеет никогда.
- Что вы чувствовали, ребята, когда слушали это стихотворение? (Ответы детей)
- Давайте вспомним, как изображается радость на схеме-пиктограмме, изобразим на лице и посмотрим друг на друга (обсуждение мимики и показ пиктограммы «радость»)
Игра «Маски».
Каждому ребенку раздается салфетка.
– А теперь попробуйте сделать маску «Радость». Вы должны щипковыми движениями сделать отверстия в этих салфетках так, чтобы получилась маска, выражающая чувство радости.
Беседа «Относительность радости»
– Один и тот же ребенок может совершать и замечательные, и плохие поступки, например: (приводятся примеры знакомых детям ситуаций). То же самое характерно и для чувства радости. Послушайте внимательно мой рассказ, а потом мы побеседуем о нем.
В одном городе жила семья: папа, мама и двое детей Леша и Аня. Дети любили, когда родители им что-нибудь покупали, и очень этому радовались. Родители старались порадовать детей, часто покупая им игрушки и сладости. И вот настал день, когда комната заполнилась игрушками настолько, что в ней стало трудно передвигаться. А дети посмотрели на игрушки, и им стало скучно. «С кем бы поиграть», - подумали они, взяли игрушки и побежали на улицу. Там кто-то играл в прятки, кто-то – в футбол. Никому из детей не интересны были дорогие игрушки Ани а Алеши. Дети загрустили. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы неожиданно не приехала бабушка и не увезла их в деревню.
В деревне было весело и без игрушек. Днем они помогали бабушке в огороде, гоняли кур, ловили в пруду головастиков, а вечером смотрели на звезды.
Через месяц приехали их навестить родители и не смогли узнать своих детей: такие веселые они стали. На это Аня и Алеша сказали: «когда ты можешь сделать что-то своими руками, это для тебя большая радость».
Вопросы к детям:
Как понимали радость родители этих детей?
А что стало для ребят настоящей радостью?
(Педагог помогает детям сделать вывод: не бывает хороших или плохих чувств. Но любое чувство может быть полезно как самому человеку, так и окружающим его людям, а может навредить.)
Игра «Изобрази»
– Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему клубок и попрошу, например, так: «Саша, изобрази медвежонка». Саша должен будет поймать клубок и сказать: «Я – медвежонок. Я радуюсь, когда…». Саша расскажет нам, когда медвежонок радуется, изобразит его, а затем бросит клубок кому-нибудь из вас и, назвав его по имени, в свою очередь скажет: «Изобрази…» и назовет любое животное, птицу или предмет. (Дети выполняют задание.)
Этюд «Встреча с другом»
– Послушайте историю, а потом мы попробуем ее разыграть.
У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды шел мальчик по улице и вдруг увидел, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же они обрадовались друг другу! (Дети разыгрывают этюд. Выразительные движения: объятия, улыбка.)
Рисунок «Ромашка радости»
– На нашем занятии мы говорили о чувстве радости. Что нового вы узнали об этом чувстве? (Ответы детей.)
– Давайте сделаем с вами ромашку с крупными лепестками. Вот сердцевина, в ней я изобразила улыбающуюся рожицу, в которой я написала: «Я радуюсь когда…» (педагог помещает сердцевину на магнитную доску). А вы сейчас сделаете лепестки, в которых мы напишем продолжение нашей фразы (дети вырезают лепестки, педагог подписывает и составляет ромашку на магнитной доске).
Заключительная часть занятия
– Наше занятие заканчивается. В заключение представьте, что вы стали волшебниками и можете пожелать всем людям что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на Земле, например:
Пусть избавятся от болезней;
Пусть никогда не умирают;
Пусть у всех будет дом;
Пусть все дружно живут;
Пусть все будут счастливы;
И тогда все люди станут радостными!
Рефлексия.
О каком чувстве мы сегодня вспомнили? (ответы детей)
Прощание.
Наше занятие подошло к концу и нам пора прощаться. Давайте скажем «до свидания»кукле «Азбуки настроения»
-Как ее зовут? (ответы детей)
- До свиданья, Радость!
Мы вместе потрудились
Немного поиграли
Мы вместе улыбались
И чуть добрее стали!
Домашнее задание для родителей
1. Прочитайте ребенку стихотворение Г. Остера из цикла «Вредные советы»:
Если друг на день рождения
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома –
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай,
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье –
Трудно будет вынимать.
2. После прочтения задайте вопрос: «Какое чувство у тебя вызвало это стихотворение?»
3. Спросите у ребенка, какое из времен года вызывает у него радостное настроение. Пусть ребенок нарисует картинку природы (растения, людей, выражающее настроение радости. Если необходимо, помогите ему выбрать цветовую гамму.
Список литературы:
1. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. - М. Генезис, 2007.
2. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов/ Автор-составитель И. А. Позухина – СПб. : «Детство - Пресс», 2008
3. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. –М., 1990.