Ирина Захарченко
Эмоциональное воздействие музыки на развитие детей-дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональное воздействие музыки
на развитие детей дошкольников с ОВЗ.
Автор: Захарченко И. А.
Музыкальный руководитель МАОУ СОШ№6
г. Тобольск.
.
В нашем детском саду есть группа детей с ограниченными возможностями. Для того чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья стал личностью и личностью творческой, востребованной и нужной обществу, необходима коррекция и развитие его высших психических функций, эмоционально-волевой, двигательной и социальной сфер.
Темочки:
- Музыкальное развитие
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребенка - инвалида, так как оказывает большое эмоциональное воздействие и способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия, а именно это делает человека человеком.
Мир музыки огромен и неповторим. Каждая встреча с музыкой должна приносить детям огромную радость, наслаждение. Задача педагога – научить понимать музыку, полюбить ее. Музыкальные занятия способны помочь детям с ограниченными возможностями увидеть, услышать, почувствовать все многообразие музыки, помочь им раскрыть свои творческие способности, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем. Музыкальное воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное.
Музыкальное воспитание в нашем детском саду, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их своим настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия, и речевой деятельности.
Многие родители, не имеющие музыкального образования, спрашивают, как музыка может воспитывать гармоничную личность и духовный мир человека? На этот вопрос можно ответить словами великого композитора Д. Д. Шостаковича: «В горе и в радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая. … Несколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга».
Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Например, песни о Родине – воспитывают в ребёнке чувство патриотизма. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаем, что помогает воспитывать толерантность. Занятие музыкой влияет на общую культуру поведения. Чередование разных видов музыкальной деятельности развивает внимание, сообразительность, быструю реакцию, организованность, проявление волевых усилий.
Учёными доказано, что слуховые рецепторы воздействуют на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания, пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь (врачи используют пения при лечении заикания). Правильная поза поющего регулирует и углубляет дыхание.
Конечно, родитель сам решает, какое значение будет иметь музыка в воспитание ребенка. Но нужно помнить, ничто и никто не сможет заменить яркие художественные образы в музыкальных произведениях, именно они выражают мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызывать эмоциональный отклик, воздействовать на эстетическую сторону души, что и становиться главным источником и средством воспитания.
Существует большое количество интересных занятий, которые Вы можете проводить дома и на улице с пользой для ребёнка.
Игра «Слушаем звуки»
Помогите ребёнку научиться вслушиваться в окружающие его звуки! Послушайте вместе с ним, пытайтесь подражать. Как тикают часы? (тик-так). Как шумит вода? (с-с-с). Как гудит пылесос? (у-у-у). Можно включить аудиозапись «Звуки природы» (сюда могут входить звуки ветра, дождя, грома, скрип шагов по снегу, голоса животных и птиц). Предварительно познакомьте детей с изображением некоторых животных и птиц, дайте прослушать запись с их голосами, подражайте им сами. Когда дети научатся соотносить голоса животных с их образом, можно начать игру «Угадай по голосу». Разложите перед ребёнком картинки с изображением животных и птиц (немного – 2-3). После прослушивания аудиозаписи ребёнок называет (или показывает – в зависимости от уровня речевого развития) животного, которому принадлежит голос. Родители хвалят ребёнка, проговаривают его выбор: «Молодец, правильно, это кошка. Кошка говорит: «Мяу». Как говорит кошка? Ребёнок повторяет.
Выбрав время поиграть с ребёнком, Вы делаете подарок не только ему, но и себе!
Желаю побольше счастливых минут общения со своими детьми!
Литература:
1. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-
развивающее обучение и воспитание: Программа. – М. : Просвещение, 2003.
2. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для
дошкольников. – М. : Просвещение, 1982.
3. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии
/ Под ред. Е. А. Медведевой. – М. : Издательский центр «Академия», 2002.
4. Скрыпник И. Логоритмические занятия // Дошкольное
воспитание. – 1996. –№ 5–9.
6. Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева «Логопедическая работа в специализированном детском саду».