Наталья Логинова
«Радость творчества». Дополнительная общеразвивающая программа для старших дошкольников
МБДОУ «Старопестеревский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей»
Радость творчества
дополнительная общеразвивающая программа
Составитель Наталья Дмитриевна Логинова, воспитатель.
Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с современными требованиями и задачами ФГОС ДО, образовательных потребностей и запросов воспитанников и родителей.
Публикация «„Радость творчества“, Дополнительная общеразвивающая программа для старших дошкольников» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Программа направлена на развитие художественно - эстетического развития. Тематика занятий охватывает все виды изобразительной деятельности: рисование, лепку и аппликацию, а также конструирование. Содержание занятий учитывает возрастные особенности детей, а также опыт, полученный детьми ранее. Программой предусмотрены индивидуальные и коллективные работы (коллаж, панно).
Программа адресована, воспитателям детских садов.
Содержание:
Пояснительная записка…. 4
Календарно-тематический план…. 10
Содержание программы…. 12
Планируемые результаты освоения программы…. 16
Условия реализации программы. …. 19
Список литературы…. 23
Приложение…. 24
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Радость творчества» реализуется в части формируемой участниками образовательных отношений. Программа разработана в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами ДО. Направление программы – художественно – эстетическое. Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей детей.
Художественное творчество является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе продуктивной деятельности воспитывается интерес и различным видам искусства в целом. Обучение детей рисованию, лепке, аппликации активизирует познавательный интерес и способствует эффективному развитию воображения и восприятия, образных представлений, мышления, памяти, ручной умелости.
Главная отличительная особенность программы заключается в индивидуальном подходе к каждому обучающемуся. Особенностью календарно - тематического плана является распределение теоретических и практических занятий. В рамках данной программы предусмотрено активное участие обучающихся в образовательную деятельность.
Актуальность
Актуальность заключается в возможности самим обучающимся создавать красивые и оригинальные изделия в процессе изучения основ декоративно-прикладного искусства, развивать свои креативные способности. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всём богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Новизна
Новизна дополнительной общеразвивающей программы «Радость творчества» заключается в использование литературного, музыкального и игрового материала, для создания доступных, интересных, содержательных и познавательных занятий, в ходе которых дети создают новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его реализации. В программе предусмотрено использование различных материалов и техник, в том числе и нетрадиционных, для выразительной передачи образов.
Нормативно-правовая база программы :
•Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
•Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от17октября 2013 №1155
• Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013г. № 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы»;
•Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
Цель программы : развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира у детей дошкольного возраста.
Задачи программы :
- расширять представления детей об искусстве в целом и отдельных его видах;
- формировать у детей навыки и умения творческой изобразительной деятельности;
- развивать художественное восприятие, познавательную активность;
- воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру пробуждая способность наслаждаться многообразием и изяществом его форм, красок, звуков.
Программа состоит из разделов, которые охватывают содержание основных сфер творческой деятельности и календарно-тематического плана к данной программе.
Программа рассчитана на 1 год обучения, по 1 занятию в неделю, длительность совместной деятельности с детьми составляет 30 минут. Возраст детей 6-7 лет.
Эффективность данной программы заключается в смене художественных видов деятельности, технологий, материалов и техник, и постепенном усложнении поставленных задач по каждому виду изобразительной деятельности.
Программа показывает, как с учетом конкретных условий нашей ДО, образовательных потребностей воспитанников нашей группы и особенностей их развития мы создаем индивидуальную педагогическую модель художественно-эстетического образования детей в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
В основе образовательной деятельности лежат следующие педагогические принципы:
Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и определение посильных для него заданий.
Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок (от простого к сложному).
Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия способствуют не только достижению эффективности обучения, но и дисциплинируют детей.
Принцип повторяемости материала, заключается в многократном повторении вырабатываемых навыков. Для поддержания интереса и привлечения внимания детей к занятиям необходимо вносить в повторяющиеся упражнения некоторые изменения, или предлагать разнообразные методы и приемы их выполнения.
Принцип коллективно-индивидуального взаимодействия заключается в реализации способностей каждого ребенка, через коллективные формы обучения, которые служат для возможности самовыражения в рамках решения общей, коллективной задачи.
Принцип наглядности - сознательное овладение знаниями у дошкольников возможно лишь в том случае, если у них имеется определенный чувственно – практический опыт, связанный с непосредственным восприятием изучаемых предметов и явлений.
Данные принципы удачно реализуются и способствуют эффективности образовательной деятельности только во взаимосвязи.
Приемы и методы, используемые на занятиях:
- эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений;
- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию);
- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом);
- исследовательский (самостоятельная творческая работа);
Выбор приемов и методов определяется целями и задачами конкретной деятельности, и ее содержанием.
Тематика занятий охватывает следующие виды деятельности: игровая, коммуникативная, изобразительная, познавательно-исследовательская, а также восприятие художественной литературы и фольклора.
Содержание занятий учитывает возрастные особенности детей, а также опыт, полученный детьми ранее.
Формы организации деятельности детей на занятиях беседы, дидактические игры, художественно-творческая деятельность, работа с книгой, разнообразным изобразительным материалом, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, выставки, коллажи и др.
В данной программе, учитывая возрастные и физиологические особенности развития дошкольников, большое место отводится практической деятельности.
Во время педагогической деятельности соблюдаются санитарно-гигиенические и методические требования к охране жизни и здоровья дошкольников в рамках дополнительного образования.
Требование к педагогу, реализующему программу :
- использование приема транслирования информации;
- отбор тематического содержания;
- главный герой – ребенок;
- на занятиях дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний;
- взрослый не только рассказывает, но и создает условия для творческой активности детей;
-в качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.
Ожидаемые результаты освоения программы :
- формирование у детей практических навыков работы с материалами и инструментами;
- формирование интереса к продуктивным видам деятельности, удовлетворение потребностей детей в творчестве;
- овладение детьми определенными умениями, навыками в процессе рисования, лепки, аппликации и конструирования, выявление и осознание ребенком своих способностей;
- эстетическое отношение детей к окружающему миру;
Система мониторинга
В целях отслеживания динамики достижений детей предусмотрена система мониторинга.
Первичная диагностика (выявление стартовых условий, проблем развития и достижений ребенка) – сентябрь 7дней. Итоговая диагностика - май -7 дней.
По результатам мониторинга выявляется уровень сформированности художественно – эстетического развития детей, овладение детьми определенными умениями, навыками в процессе рисования, лепки, аппликации и конструирования.
Календарно – тематическое планирование
№ Содержание Месяц Теор. Практ.
1 Раздел. Нетрадиционное рисование Сентябрь
1
2
3
Мониторинг (1 неделя)
Ветка рябины
Осеннее дерево
Коллективная работа «Птица в ветвях»
-
-
-
1
1
1
2 Раздел. Работа с бумагой Октябрь
1
2
3
4 Объемная груша на салфетке
Синичка из гофрированной бумаги
Ежик
Рыбка-гармошка 1
1
1
1
3 Раздел. Аппликация. Природный материал. Ноябрь
1
2
3
4 Муравейник
Ломтик арбуза
Цветы из семян
Роза маме на праздник -
-
-
- 1
1
1
1
4 Раздел. Новый год Декабрь
1
2
3
4 Дерево в инеи
Домик снегурочки в лесу Снегурочка
Новогодняя елка -
-
-
- 1
1
1
1
5 Раздел. Человек
Январь
1
2
3
4
Девочка в зимней шубке
Портрет моего друга
Мама ведет меня в детский сад
Мальчик и девочка играют в мяч -
-
-
-
1
1
1
1
6 Раздел. Животные Февраль
1
2
3
4 Дымковская курочка
Роспись курочки
Козлик
Роспись козлика -
-
-
- 1
1
1
1
7 Раздел. Весна Март
1
2
3
4 Тюльпаны к 8 Марта
Портрет мамы
На реке тронулся лед
Божья коровка -
-
-
- 1
1
1
1
8 Раздел. Объемное моделирование Апрель
1
2
3
4 Веточка вербы
Веселая прищепка
Бабочка на цветке
Дружные утята -
-
-
- 1
1
1
1
9 Раздел. Лепка Май
1
2
3
Курочка-подставка для пасхального яичка
Раскрашивание подставки
Любимое животное
Мониторинг (4 неделя) -
-
-
-
1
1
1
1
Итого: 34 0 34
Содержание программы
Сентябрь
Тема 1. «Ветка рябины»
- Рассматривание рябины,
- Рисование акварелью с натуры.
Тема 2. «Осеннее дерево»
- Рисование окрашенным клейстером.
Тема 3. «Коллективная работа Птица в ветвях»
- Рисование дерева,
- Рисование ладошками птиц.
Октябрь
Тема 1. «Объемная груша на салфетке»
- Беседа о дарах осени,
- Складывание гармошек из бумаги.
Тема 2. «Синичка из гофрированной бумаги»
- Беседа о синицах.
- Изготовление поделки из полосок гофрированной бумаги.
Тема 3. «Ежик»
- Беседа о ежах,
- Изготовление поделки из бумажной гармошки.
Тема 4. «Рыбка-гармошка»
- Беседа о рыбках,
- Изготовление поделки из бумаги.
Ноябрь
Тема 1. «Муравейник»
- Беседа о муравейниках,
- Изготовление поделки из бумаги и природного материала.
Тема 2. «Ломтик арбуза»
- Беседа о лакомстве,
- Рисование дольки арбуза, декорирование семенами.
Тема 3. «Цветы из семян»
- Рассматривание круп и семян,
- Составление композиции.
Тема 4. «Роза маме на праздник»
- Беседа о Дне матери,
- Изготовление поделки из шишек.
Декабрь
Тема 1. «Дерево в инии»
- Беседа о морозе,
- Рисование дерева, декорирование сахаром.
Тема 2. «Домик снегурочки в лесу»
- Изготовление аппликации из гофрированной бумаги,
- Декорирование Новогодней открытки.
Тема 3. «Снегурочка»
- Чтение стихотворения о Снегурочке,
- Изготовление поделки, украшение крупой.
Тема 4. «Новогодняя елка»
- Беседа о празднике,
- Рисование елочки.
Январь
Тема 1. «Девочка в зимней шубке»
- Беседа о зимней одежде,
- Рисование фигуры человека в зимней одежде.
Тема 2. «Портрет моего друга»
- Беседа о друзьях,
- Рисование лица человека.
Тема 3. «Мама ведет меня в детский сад»
- Беседа об утренней дороге в детский сад.
- Лепка фигуры человека в движении и взаимодействии.
Тема 4. «Мальчик и девочка играют в мяч»
- Беседа о друзьях,
- Рисование фигуры человека в движении и взаимодействии.
Февраль
Тема 1. «Дымковская курочка»
- Беседа о Дымковских игрушках, рассматривание иллюстраций.
- Лепка из глины дымковской курочки.
Тема 2. «Роспись курочки»
- Прослушивание народной плясовой мелодии,
- Роспись изделия.
Тема 3. «Козлик»
- Беседа о Дымковских игрушках, рассматривание иллюстраций.
- Лепка из глины дымковского козлика.
Тема 4. «Роспись козлика»
- Прослушивание народной плясовой мелодии,
- Роспись изделия.
Март
Тема 1. «Тюльпаны к 8 Марта»
- Беседа о празднике,
- Изготовление открытки.
Тема 2. «Портрет мамы»
- Беседа о маме,
- Рисование акварелью лица человека.
Тема 3.. «На реке тронулся лед»
- Беседа о весеннем ледоходе,
- Рисование акварелью пейзажа.
Тема 4. «Божья коровка»
- Беседа о насекомых,
- Изготовление открытки.
Апрель
Тема 1. «Веточка вербы»
- Беседа о празднике «Вербное воскресение»
- Изготовление поделки из природного и бросового материала.
Тема 2. «Веселая прищепка»
- Беседа о прищепках,
- Изготовление поделки из прищепок и картона.
Тема 3. «Бабочка на цветке»
- Подвижная игра: «Бабочки»
- Изготовление открытки из бумаги.
Тема 4. «Цыпленок»
- Прослушивание детского муз. произведения,
- Изготовление открытки из бумаги и сосновой хвои.
Май
Тема 1. «Курочка-подставка для пасхального яичка»
- Беседа о празднике Пасхи,
- Лепка подставки.
Тема 2. «Раскрашивание подставки»
- Прослушивание детского муз. произведения,
- Роспись изделия.
Тема 3. «Любимое животное»
- Беседа о любимых животных,
- Лепка из глины.
Диагностический инструментарий
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование - умеет изображать предметы по памяти и с натуры, замечает характерные особенности предметов и передает их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги)
- использует в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелиевая ручка и др.)
- свободно владеет карандашом при выполнении линейного рисунка, в плавных поворотах руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально)
- умеет осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами — при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома, оживок (городец) и др.
- чувствует плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш
- умеет наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т. п.)
- умеет строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра; передавать в рисунках, как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов); проявляет самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения
- умеет создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых и новых (городецкая, гжельская, хохломская, Жостовская, мезенская роспись и др.)
Лепка - умеет передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой
- умеет создавать скульптурные группы из двух-трех фигур, передавая характерные движения человека и животных.
- использует разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф, применяет стеку для создания узора
- создает из глины, разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции
Аппликация - умеет создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению: красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов
- составляет узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы;
- умеет изображать птиц, животных по собственному замыслу и по мотивам народного искусства
- владеет приемами вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое; несколько предметов или их частей из бумаги, сложенной гармошкой; разных приемов вырезания, обрывания бумаги, наклеивания изображений (намазывая их клеем полностью или частично, создавая иллюзию передачи объема); мозаичного способа изображения с предварительным легким обозначением карандашом формы частей и деталей картинки
Конструирование - видит конструкцию объекта и анализирует ее основные части, их функциональное назначение;
- создает различные модели (здания, самолеты, поезда и т. д.) по рисунку, по словесным инструкциям воспитателя, по собственному замыслу;
- создает конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин и др.)
- сооружает различные конструкции одного итого же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта) разбирает конструкции при помощи скобы и киянки (в пластмассовых конструкторах)
Методика оценивания:
Высокий уровень (3 балла) – самостоятельно справляется с заданием
Средний уровень (2 балла) – с заданием справляется с помощью педагога
Низкий уровень (1 балл) – с заданием не справляется
Условия реализации программы
Сентябрь
Тема 1. «Ветка рябины»
- образец, ветка рябины, акварель, бумага, кисти, стаканы с водой.
Тема 2. «Осеннее дерево»
- образец, бумага, окрашенный клейстер, бумага, кисти, стаканы с водой.
Тема 3. «Коллективная работа Птица в ветвях»
- образец, гуашь, бумага, кисти, стаканы с водой.
Октябрь
Тема 1. «Объемная груша на салфетке»
- образец, салфетки, цветная бумага, ножницы, клей.
Тема 2. «Синичка из гофрированной бумаги»
- образец, гофрированная бумага, ножницы, клей.
Тема 3. «Ежик»
- образец, цветная бумага, ножницы, клей.
Тема 4. «Рыбка-гармошка»
- образец, цветная бумага, ножницы, нитки, клей.
Ноябрь
Тема 1. «Муравейник»
- образец, картон, цветная бумага, смесь измельченных трав и круп, ножницы, клей.
Тема 2. «Ломтик арбуза»
- образец, картон, семена арбуза, клей.
Тема 3. «Цветы из семян»
- цветная бумага, семена растений, ножницы, клей.
Тема 4. «Роза маме на праздник»
- шишки, деревянные палочки, гуашь, кисти, стаканы с водой.
Декабрь
Тема 1. «Дерево в инеи»
- картон, гуашь, клей, стаканы с водой, кисти, сахар.
Тема 2. «Домик снегурочки в лесу»
- картон, цветная бумага, клей.
Тема 3. «Снегурочка»
- картон, цветная бумага, клей, крупа.
Тема 4. «Новогодняя елка»
- акварель, бумага, кисти, стаканы с водой.
Январь
Тема 1. «Девочка в зимней шубке»
- акварель, бумага, стаканы с водой, кисти.
Тема 2. «Портрет моего друга»
- акварель, бумага, стаканы с водой, кисти.
Тема 3. «Мама ведет меня в детский сад»
- пластилин, клеенки, салфетки.
Тема 4. «Мальчик и девочка играют в мяч»
- акварель, бумага, стаканы с водой, кисти.
Февраль
Тема 1. «Дымковская курочка»
- глина, клеенки, салфетки.
Тема 2. «Роспись курочки»
- гуашь, стаканы с водой, кисти.
Тема 3. «Козлик»
- глина, клеенки, салфетки.
Тема 4. «Роспись козлика»
- гуашь, стаканы с водой, кисти.
Март
Тема 1. «Тюльпаны к 8 Марта»
- цветная бумага, клей, цветной картон, ножницы.
Тема 2. «Портрет мамы»
- простой карандаш, акварель, бумага, стаканы с водой, кисти.
Тема 3. «На реке тронулся лед»
- простой карандаш, акварель, бумага, стаканы с водой, кисти.
Тема 4. «Божья коровка»
- картон, цветная бумага, клей.
Апрель
Тема 1. «Веточка вербы»
- природный материал, вата, гуашь, стаканы с водой, кисти.
Тема 2. «Веселая прищепка»
- прищепки, цветная бумага, клей, ножницы.
Тема 3. «Бабочка на цветке»
- цветная бумага, клей, цветной картон, ножницы.
Тема 4. «Дружные утята»
- цветная бумага, клей, цветной картон, ножницы.
Май
Тема 1. «Курочка-подставка для пасхального яичка»
- глина, клеенки, салфетки, тарелки-формы.
Тема 2. «Раскрашивание подставки»
- гуашь, стаканы с водой, кисти.
Тема 3. «Любимое животное»
- Беседа о любимых животных,
- Лепка из глины.
Организационно-методическое обеспечение:
кабинет, столы и стулья, для проведения занятий;
наличие специальной литературы по художественному творчеству.
наглядные пособия; плакаты («Дымковская игрушка», «Хохлома»)
дидактический материал
аудио- видео средства
фотоаппарат.
материалы и инструменты для изготовления поделок;
Развивающая предметно-пространственная среда:
Центры изобразительной деятельности в группе, включающий в себя необходимый материал: акварель, гуашь, палитра, кисточки, салфетки, пластилин, картон, цветная бумага, ножницы, клей.
Формы проведения итогов реализации программы :
- организация ежемесячных тематических выставок детских работ для родителей;
- участие детей в конкурсах и выставках разного уровня в течение года;
- оформление работами детей интерьера детского сада;
- творческий отчет педагога
Список литературы:
1. Блинов, Г. Чудо-кони, чудо-птицы[Текст] / Г. Блинов // М. : «Детская литература», 1977.
2. Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека[Текст] / Н. А. Горяева// М. : «Просвещение», 2008.
3. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / Т. С. Комарова// пособие для воспитателей М: «Просвещение», 2000.
4. Куцакова, Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома[Текст] / Л. В. Куцакова //изд. «Мозаика-синтез», 2002.
5. Лыкова, И. А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. Обзор программ дошкольного образования [Текст] / И. А. Лыкова// Справочное пособие «Творческий центр СФЕРА», Москва 2011.
6. Скорлупова, О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством [Текст] / О. А Скорлупова// М. : «Просвещение», 2005.
7. Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду[Текст] / Г. С. Швайко // Программа, конспекты, «Владос»,2002.
8. Шайдурова,Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности [Текст] / Н. В. Шайдурова // «Творческий центр СФЕРА», Москва 2008.