МААМ-картинки

Сенсомоторное развитие старших дошкольников

Сосипатрова Татьяна
Сенсомоторное развитие старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Старший дошкольный возраст называют сензитивным (особеннно чувствительным) для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Причем процессы ощущения, восприятия, представления развиты у ребенка 5-6 лет значительно лучше, чем мышление. Таким образом в 5-6 летнем возрасте ведущим считается психосенсомоторное развитие.

Публикация «Сенсомоторное развитие старших дошкольников» размещена в разделах

В этом возрасте дети хорошо различают особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков, а также форму, величину, цвет и строение предметов. При этом происходит систематизация этих представлений. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд - по возрастанию или убыванию - до десяти различных предметов. Но, знакомясь со свойствами предметов, дети не всегда умеют выделить среди них наиболее существенные, определяющие облик предмета и помогающие создать о нем правильное представление. Обычно они выделяют те особенности, которые бросаются в глаза.

В старшем дошкольном возрасте ребенок не просто знает о разных свойствах предметов, он их обнаруживает, различает и должен научиться использовать в разных видах деятельности. Важно, чтобы ребенок мог словесно описать предмет, используя прилагательные, а также объяснить, как им пользоваться, с чем сочетать и т. п. В таком возрасте дети уже хорошо запоминают несложную информацию об интересных природных явлениях, физических и химических реакциях, могут подходить творчески к использованию любых вещей.

К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ними задачей, меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания.

Совершенствуется способность к обобщению. Так, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака. В качестве примера можно привести задание: детям предлагают выбрать самый непохожий объект из группы, в которую входят два круга (большой и малый) и два квадрата (большой и малый). При этом круги и квадраты различаются по цвету. Если показать на какую-либо из фигур, а ребенка попросить назвать самую непохожую на нее, можно убедиться: он способен учесть два признака.

Пятый год жизни

На пятом году жизни совершенствуются ранее приобретённые умения, появляются новые интересы. Многие дошкольники готовы к длительным наблюдениям, к экспериментам и опытам с магнитом, воздухом, водой, бумагой и т. д. Рисует карандашами или цветными мелками. Постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более одного раза. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей, шнурует ботинки, застегивает пуговицы. Копирует квадрат, треугольник, рисуя человека, изображает элементы одежды.

Шестой год жизни: «рука готовится к школе»

На шестом году жизни ребенок совершенствуется в «ручной умелости»: осваивает более сложные способы резания, склеивания, сгибания, наматывания, пересыпания, складывания, используя ткань, бумагу, проволоку, фольгу, подсобные и природные материалы; применяет различные орудия труда и инструменты: ручки, карандаши, кисточки, фломастеры, ножницы, молоток, грабли, щётки, лейки, лопаты и др. К возрасту 6–8 лет формируется достаточно совершенная система межсенсорной интеграции. С этого момента зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее место в регуляции графомоторных движений и в формировании соответствующих навыков.

Задачи сенсорного воспитания в старшей группе

Учить детей воспринимать предметы, выделять их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.) и сравнивать предметы между собой. Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку, выбирая их из других предметов.

Продолжать знакомить детей с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические). Учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно их называть. Показать особенности расположения цветовых тонов в спектре. Продолжать знакомить детей с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы. Формировать умение обследовать предметы разной формы, выделять самую крупную часть, а затем более мелкие, Соотносить их по величине. При обследовании включать движения рук по предмету. Совершенствовать глазомер.

На границе 5-6 лет формируется «взрослая» система сенсорных эталонов и перцептивных действий. Которая будет развиваться совершенствоваться в школьном возрасте.

Перцептивные действия - это действия, направленные на получение, анализ и уточнение сенсорной информации. В старшем дошкольном возрасте перцептивные действия под влиянием разнообразных видов деятельности (игра, продуктивные виды, развиваются и совершенствуются. В отечественной психологии были получены убедительные данные о значимости продуктивных видов деятельности для развития сенсорных способностей. Исследования перцептивных действий в условиях конструктивной деятельности показали, что у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза. Речь идет о таких видах продуктивной деятельности, как рисование, конструирование, лепка и др.

Сенсорные эталоны - это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Внешние качества и свойства предме­тов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. В ходе исторической практики выделились системы тех сенсорных качеств, которые наиболее значимы для той или иной деятельности: системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, цвета, величины; нормы звукопроизношения, система звуков по высоте и др. Каждый сенсорный эталон имеет свое словесное обозначение: меры веса, меры длины, цветовой спектр, расположение нот на нотном стане, плоскостные и объемные геометрические фигуры и др.

В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые сенсомоторные предэталоны. В этот период малыш отображает отдельные свойства предметов.

Ребенок 3 лет пользуется так называемыми предметными эталонами: образы свойств предметов соотносит с определенными предметами (оранжевый цвет называет «как морковка», квадрат определяет через форму кармашка, платочка). Обычно этот период длится до границы между пятым и шестым годом жизни, но может задержаться, если взрослые «насаждают» предметные эталоны в деятельность ребенка. Между тем исследования показали, что в старшем дошкольном возрасте дети могут соотносить качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами: солнце как шар, лимон и огурец овальной формы. Для ребенка этого возраста эталоном цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы - система геометрических фигур, для слухового восприятия - «решетка фонем» родного языка, звуковысотная шкала музыкальных звуков (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) и др.

Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Недостаточное сенсомоторное развитие детей раннего и дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе дальнейшего обучения. Отечественная система сенсорного воспитания строится на признании необходимости развивать восприятие ребенка в процессе содержательной деятельности, организуемой не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

Дидактические игры для сенсорного развития дошкольников 5-6 лет:

«Посчитай и назови» (сколько определённых геометрических фигур в первом ряду, во втором и т. п. Дети называют цвет и количество геометрических фигур).

«Выложи из палочек» (палочки Кьюинера). (По инструкции ведущей: положи длинную палочку синего цвета горизонтально, на неё поставь три палочки красного цвета вертикально и т. п.).

«Отгадай по запаху» (ведущая одевает детям очки, с заклеенными линзами: сердечками, солнышками и т. п., предлагает определить по запаху: лимон, огурец, лук, помидор, чеснок и т. п.).

«Определи на ощупь» (ведущая одевает детям очки, правой рукой игроки определяют на ощупь: крупа, горох, фасоль, камешки, пуговицы, ракушки и т. п.).

«Распредели предметы» (дети распределяют предметы из разных материалов: деревянные, пластмассовые, резиновые, картонные и т. п.).

«Подбери по форме и цвету» (обе команды выполняют задание на скорость).

«Определи на вкус» (ведущая одевает детям тёмные очки, на вкус предлагает определить: мандарин, банан, яблоко, груша и т. п.).

Публикации по теме:

Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников «Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников» Пояснительная записка Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника.

Сенсомоторное развитие детей третьего года жизни в процессе лепки «Сенсомоторное развитие детей третьего года жизни в процессе лепки». В отечественной педагогической науке и практике накоплен достаточный.

Доклад к семинару-практикуму «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста» ЧТО ТАКОЕ СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ? Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах.

Из опыта работы «Развитие логического мышления у старших дошкольников» Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса. Решается она в основном средствами занимательности.

Из опыта работы: «развитие речи у старших дошкольников» Развитие речи у старших дошкольников. Родной язык – ключ к познанию окружающей действительности, важнейшее средство воспитания всесторонне.

Презентация «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников» Многочисленные исследования последних десятилетий убедительно показали, что если механизм познания окружающего мира взрослым и ребёнком.

Презентация «Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста» Сенсомоторика состоит из двух слов (sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель.) Ребёнок начинает познавать мир с самого раннего возраста,.

Развитие коммуникативных умений у старших дошкольников Материалы выступления к презентации «Развитие коммуникативных умений старших дошкольников посредством организации совместной деятельности.

Родительское собрание «Развитие речи старших дошкольников» Родительское собрание в старшей группе "Развитие речи старших дошкольников" Цели и задачи проведения собрания: - Раскрыть значение речи.

Семинар-практикум «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста»Семинар-практикум «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста» IMG] ель: 1. Продолжать учить детей различать основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый). 2. Учить согласовывать числительные «один».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсомоторное развитие старших дошкольников
Опубликовано: 22 апреля 2019 в 10:57
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсомоторное развитие старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Сосипатрова Татьяна (УИ 95948) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД