Сосипатрова Татьяна
Сенсомоторное развитие старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Старший дошкольный возраст называют сензитивным (особеннно чувствительным) для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Причем процессы ощущения, восприятия, представления развиты у ребенка 5-6 лет значительно лучше, чем мышление. Таким образом в 5-6 летнем возрасте ведущим считается психосенсомоторное развитие.
Публикация «Сенсомоторное развитие старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Старшая группа
- Темочки
В этом возрасте дети хорошо различают особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков, а также форму, величину, цвет и строение предметов. При этом происходит систематизация этих представлений. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд - по возрастанию или убыванию - до десяти различных предметов. Но, знакомясь со свойствами предметов, дети не всегда умеют выделить среди них наиболее существенные, определяющие облик предмета и помогающие создать о нем правильное представление. Обычно они выделяют те особенности, которые бросаются в глаза.
В старшем дошкольном возрасте ребенок не просто знает о разных свойствах предметов, он их обнаруживает, различает и должен научиться использовать в разных видах деятельности. Важно, чтобы ребенок мог словесно описать предмет, используя прилагательные, а также объяснить, как им пользоваться, с чем сочетать и т. п. В таком возрасте дети уже хорошо запоминают несложную информацию об интересных природных явлениях, физических и химических реакциях, могут подходить творчески к использованию любых вещей.
К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ними задачей, меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания.
Совершенствуется способность к обобщению. Так, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака. В качестве примера можно привести задание: детям предлагают выбрать самый непохожий объект из группы, в которую входят два круга (большой и малый) и два квадрата (большой и малый). При этом круги и квадраты различаются по цвету. Если показать на какую-либо из фигур, а ребенка попросить назвать самую непохожую на нее, можно убедиться: он способен учесть два признака.
Пятый год жизни
На пятом году жизни совершенствуются ранее приобретённые умения, появляются новые интересы. Многие дошкольники готовы к длительным наблюдениям, к экспериментам и опытам с магнитом, воздухом, водой, бумагой и т. д. Рисует карандашами или цветными мелками. Постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более одного раза. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей, шнурует ботинки, застегивает пуговицы. Копирует квадрат, треугольник, рисуя человека, изображает элементы одежды.
Шестой год жизни: «рука готовится к школе»
На шестом году жизни ребенок совершенствуется в «ручной умелости»: осваивает более сложные способы резания, склеивания, сгибания, наматывания, пересыпания, складывания, используя ткань, бумагу, проволоку, фольгу, подсобные и природные материалы; применяет различные орудия труда и инструменты: ручки, карандаши, кисточки, фломастеры, ножницы, молоток, грабли, щётки, лейки, лопаты и др. К возрасту 6–8 лет формируется достаточно совершенная система межсенсорной интеграции. С этого момента зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее место в регуляции графомоторных движений и в формировании соответствующих навыков.
Задачи сенсорного воспитания в старшей группе
Учить детей воспринимать предметы, выделять их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.) и сравнивать предметы между собой. Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку, выбирая их из других предметов.
Продолжать знакомить детей с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические). Учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно их называть. Показать особенности расположения цветовых тонов в спектре. Продолжать знакомить детей с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы. Формировать умение обследовать предметы разной формы, выделять самую крупную часть, а затем более мелкие, Соотносить их по величине. При обследовании включать движения рук по предмету. Совершенствовать глазомер.
На границе 5-6 лет формируется «взрослая» система сенсорных эталонов и перцептивных действий. Которая будет развиваться совершенствоваться в школьном возрасте.
Перцептивные действия - это действия, направленные на получение, анализ и уточнение сенсорной информации. В старшем дошкольном возрасте перцептивные действия под влиянием разнообразных видов деятельности (игра, продуктивные виды, развиваются и совершенствуются. В отечественной психологии были получены убедительные данные о значимости продуктивных видов деятельности для развития сенсорных способностей. Исследования перцептивных действий в условиях конструктивной деятельности показали, что у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза. Речь идет о таких видах продуктивной деятельности, как рисование, конструирование, лепка и др.
Сенсорные эталоны - это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. В ходе исторической практики выделились системы тех сенсорных качеств, которые наиболее значимы для той или иной деятельности: системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, цвета, величины; нормы звукопроизношения, система звуков по высоте и др. Каждый сенсорный эталон имеет свое словесное обозначение: меры веса, меры длины, цветовой спектр, расположение нот на нотном стане, плоскостные и объемные геометрические фигуры и др.
В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые сенсомоторные предэталоны. В этот период малыш отображает отдельные свойства предметов.
Ребенок 3 лет пользуется так называемыми предметными эталонами: образы свойств предметов соотносит с определенными предметами (оранжевый цвет называет «как морковка», квадрат определяет через форму кармашка, платочка). Обычно этот период длится до границы между пятым и шестым годом жизни, но может задержаться, если взрослые «насаждают» предметные эталоны в деятельность ребенка. Между тем исследования показали, что в старшем дошкольном возрасте дети могут соотносить качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами: солнце как шар, лимон и огурец овальной формы. Для ребенка этого возраста эталоном цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы - система геометрических фигур, для слухового восприятия - «решетка фонем» родного языка, звуковысотная шкала музыкальных звуков (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) и др.
Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Недостаточное сенсомоторное развитие детей раннего и дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе дальнейшего обучения. Отечественная система сенсорного воспитания строится на признании необходимости развивать восприятие ребенка в процессе содержательной деятельности, организуемой не только на занятиях, но и в повседневной жизни.
Дидактические игры для сенсорного развития дошкольников 5-6 лет:
«Посчитай и назови» (сколько определённых геометрических фигур в первом ряду, во втором и т. п. Дети называют цвет и количество геометрических фигур).
«Выложи из палочек» (палочки Кьюинера). (По инструкции ведущей: положи длинную палочку синего цвета горизонтально, на неё поставь три палочки красного цвета вертикально и т. п.).
«Отгадай по запаху» (ведущая одевает детям очки, с заклеенными линзами: сердечками, солнышками и т. п., предлагает определить по запаху: лимон, огурец, лук, помидор, чеснок и т. п.).
«Определи на ощупь» (ведущая одевает детям очки, правой рукой игроки определяют на ощупь: крупа, горох, фасоль, камешки, пуговицы, ракушки и т. п.).
«Распредели предметы» (дети распределяют предметы из разных материалов: деревянные, пластмассовые, резиновые, картонные и т. п.).
«Подбери по форме и цвету» (обе команды выполняют задание на скорость).
«Определи на вкус» (ведущая одевает детям тёмные очки, на вкус предлагает определить: мандарин, банан, яблоко, груша и т. п.).