Вера Прошунина
Эмоциональное развитие ребенка «Психогимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональное развитие ребенка.
«Психогимнастика»
То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не надо.
В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются пальчиковые игры с элементами психогимнастики.
Публикация «Эмоциональное развитие ребенка „Психогимнастика“» размещена в разделах
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Прежде всего такие игры показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.
Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.
Психогимнастика прежде всего направлена на обучение элементам техники вырази-тельных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.
Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими. Это помогает преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Нарушения выразительности моторики заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками.
Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Называние эмоций в психогимнастике ведет к эмоциональному осознанию ребен-ком себя. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания, эмоции у него становятся более дифференцированными. Психологи считают, что резервы повышения действенности нравственных представлений ребенка лежат в эмоциональной насыщенности содержания оценочных суждений взрослых, в использовании ими оценок личностных свойств, оценок-состояний, оценок-предвосхищений и других форм эмоциональных отношений, соответствующих уровню нравственного развития дошкольника.
Все занятия, упражнения психогимнастики проводятся только на воображаемом материале, поэтому использование реальных атрибутов крайне нецелесообразно, так как отвлекает внимание детей, превращает психогимнастику в игру, которая лишь должна лежать в ее основе.
Когда, касаясь головы ребенка, дарите ему воображаемую шапочку определенного цвета, песенкой колокольчика предлагаете «позвенеть», попробовать – не спадает ли «шапочка», «натянуть» ее поглубже, изобразить «хор» колокольчиков, - включенное воображение ребенка создаст образ, окрасит его необходимыми движениями, это как раз то, что нам нужно.
отдохнуть, но и настроиться на дальнейшую работу.
Также психогимнастику рекомендуется проводить утром, когда дети только пришли в детский сад. Упражнения помогут настроить детей на позитивный лад, доброжелательное отношение друг к другу.
Занятия состоят из трех блоков.
Первый блок включает в себя знакомство с основными эмоциями. К ним относятся: грусть, радость, удивление, страх, гнев.
Второй блок – различие основных эмоций : радость и горе; радость и гнев; радость, горе, страх; удивление, страх, гнев.
Третий блок – анализ эмоций.
Занятия первого блока состоят:
1. Путешествие.
2. Рассматривание пиктограмм.
3. Выполнение заданий.
4. Упражнение «Зеркало»
5. Рисование лиц.
6. Обсуждение.
7. Релаксационное упражнение такое, как например «Волшебный сон».
Занятия второго блока включают в себя:
1. Упражнение «Наши чувства» (дети перечисляют их и рассматривают изображения мимики.)
2. Знакомство со сказочными героями.
3. Литературные загадки (определить эмоции)
Например:
- На скамейке у ворот Клара горько слезы льет.
- Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
-Рады зайчики и белочки,
-Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого;
Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко.
4. Вопросы: Какое чувство испытывает данный герой?
5. Рисование эмоций или изобразить мимикой» маску радости» (гнева, удивления, страха, грусти)
Третий – анализ эмоций :
1. Упражнение «Разные эмоции» (дети выбирают разные эмоции на изображениях).
2. Игра с анализом.
3. Упражнение или игра «инсценировка».
Возможные фразы : «У меня болит зуб», «Я съел шоколадку ««Мне купили велосипед»
«Я поссорился с другом «и т. д.
4. Анализ ситуаций на сюжетных картинках.
5. Игры: «Волны», «Пожалуйста», «Подари улыбку».
Психогимнастика помогает осознать потребность в познании окружающего мира и себя в нем.
Пример (злость)
Король Боровик
Шел король Боровик (Дети шагают)
Через лес напрямик
Был король боровик не в духе (дети ставят руки на пояс)
Короля,покусали мухи! (дети выставляют ногу вперед, руки на поясе и хмурят брови)
«Волшебный сон»
Реснички опускаются, глазки закрываются. (Дети выполняют действия, согласно текста)
Мы спокойно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко.
Шея не напряжена и расслаблена.
Гуды чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляются.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Ноги тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Напряженье улетело.
И расслаблено всё тело.
Нам становится понятно:
Расслабление приятно!
Приветствие «Чуткие руки»
Что за чудо -чудеса
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам не тая.
Руки всем нужны друзья, .
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лечить.
Чуткие руки умеют дружить.
А теперь крепко возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук ваших соседей.
Ребята, давайте жить дружно! (дети выполняют задание)
Облака
Облака, как паруса (указательные пальцы соединяются)
Мчит их ветер, гонит ветер (ладони от себя)
Если много облаков, значит будет дождик (руки вверх поднять, расставить пальцы)
Ну, а если облака как перо жар-птицы (руки в стороны, помахать, как крыльями)
Будет солнышко с утра, защебечут птицы (руки вверх, ладони к солнцу)
И столкнутся лоб об лоб, в тучу превратятся
И тогда грохочет гром,
Это тучи злятся, злятся (дети показывают свои эмоции)
Прощание
Дети встают в круг. Ведущий предлагает завязать «узел дружбы» протягивает ладонь, а дети кладут на неё свои ладошки сверху. Ведущий накрывает их второй ладонью и говорит: «Вот какой узел получился! Он поможет нам дружить»