Алевтина Кичеева
Эмоциональное развитие дошкольников посредством художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональное развитие дошкольников посредством художественной литературы.
. Воспитание подрастающего поколения предполагает не только обучение детей определенной системе знаний,
умений и навыков, но и формирование у них определенного эмоционального отношения к окружающей действительности и к окружающим людям.
А. В. Запорожец
Публикация «Эмоциональное развитие дошкольников посредством художественной литературы» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В современном дошкольном образовании развитие эмоциональной сферы детей – обеспечение их эмоционального благополучия, развитие эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, способности
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, умения адекватно проявлять собственные чувства – рассматривается как приоритетное направление профессиональной деятельности педагога дошкольной образовательной организации.
Однако необходимость педагогического участия взрослого в развитии эмоций и чувств ребенка продиктована не только требованиями к структуре, условиям реализации и результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.
Как известно, дошкольники отличаются особой искренностью и непосредственностью в эмоциональных проявлениях, но не всегда способны найти формы адекватного выражения собственных эмоциональных состояний и объяснить вызвавшие их причины.
Поскольку средства выражения эмоций по своей природе коммуникативны и, следовательно, культурно обусловлены, то ребенок обучается владению ими в ходе онтогенетического развития, а в роли носителя этих форм выступает взрослый. Дети проявляют особую эмоциональную чувствительность к воздействиям взрослого и его отношению к ним как к личности, поэтому не удивительно, что эмоциональное самочувствие ребенка во многом зависит от эмоционального отношения к нему воспитателя дошкольной группы. И в этом смысле искренний интерес авторитетного взрослого к личности и деятельности каждого ребенка, умение видеть в дошкольнике потенциально равноправного партнера, радоваться его успехам, помогать ему, создать оптимальные условия для его развития.
Вот почему правильная организация детской деятельности и педагогическое руководство ею очень важны.
Одним из компонентов, оказывающих влияние на формирование у детей
таких качеств и свойств, при наличии которых ребенок станет личностью,
является художественная литература. Произведения искусства
заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, являются
неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии.
Однако и волнение, и сострадание, и радость ребенка должны быть
адресованы именно тем персонажам и событиям, которые этого достойны,
а недостойные поступки должны соответственно осуждаться. Поэтому при
чтении книг нельзя забывать о тех мыслительных процессах, на которых
основывается эмоциональное отношение к событиям. Только полностью
уверенный в том, что малыш верно понимает изображаемые явления,
взрослый может ожидать от него соответствующих эмоциональных
оценок и чувств.
Художественные произведения не только расширяют представления
ребенка, но и вводят его в особый мир глубоких и эмоциональных переживаний и открытий. Конечно, в первую очередь, благодаря потешкам, сказкам ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Л. П. Стрелкова отмечала, что художественная литература учит понимать «язык эмоций», «язык чувств», определять эмоциональные состояния, идентифицироваться с ними.
Необходимо осуществлять специальный отбор художественных произведений для
детей.
Художественные произведения для развития представлений об эмоциях у старших
дошкольников.
Радость В. Катаев «Цветик – семицветик»; Н. Носов «Про репку».Э. Успенский «Ка
Простоквашино»; Ш. Перро «Золушка»; Г. К. Андерсен «Дикие лебед
Печаль
Г. Х. Андерсен «Гадкий ут нок».Русская народная сказка «Снегурочка».И. Токмак
– я лежу больной.»Русская народная сказка «Сестрица Ал нушка и братец Ив
– Сибиряк «Серая шейка».
Страх
Н. Носов «Живая шляпа».Русская народная сказка «У страха глаза велики».К Чу
цокотуха».Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца, длинные уши, косы
хвост».М. Горький «Воробьишко».
Удивление
Е. Пермяк «Чужая калитка».Русская народная сказка «Царевна – лягушка».Укра
сказка «Хорошенькая уточка».Д. Хармс «Удивительная кошка».П. Бажов «Сереб
Злость
Л. Н. Толстой «Прыжок».А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».К. Чук
«Мойдодыр».В. Осеева «Волшебное слово».Р. Киплинг «Маугли»
Только чтения сказки недостаточно, чтобы помочь малышу глубже почувствовать события и поступки персонажей. Поэтому огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в книгах, мультфильмы, игры-драматизации и беседы.
Планируя вопросы для беседы о прочитанном, педагог стремится помочь ребенку разобраться в образе и высказать свое отношение к нему. Эффективными оказываются такие приемы, как ведение беседы сразу по двум произведениям, обобщающая беседа по нескольким произведениям для формирования у детей сравнительной оценки поступков героев. В конце обсуждения необходимо подвести иЭмоциональное развитие тог сказанному детьми,
подчеркнуть особенно удачные сравнения и примеры, приведенные
ребятами. После проведения беседы рекомендуется продолжить обсуждение в
форме игры-беседы с ее персонажами. Такая игра должна проводиться сразу после прочтения, пока еще свежи непосредственные детские впечатления. Желательно заранее еще до чтения подготовить персонажи, с которыми будет происходить общение детей. Обычно в качестве таких персонажей выбираются противоположные по своим нравственным качествам, например, падчерица и мачехина дочка из сказки «Морозко»; лиса и заяц из сказки «Лиса, заяц и петух». Куклы-персонажи высказывают свое мнение в полном соответствии со своей нравственной сутью:
отрицательный персонаж поощряет неблаговидные поступки, а положительный – добрые, справедливые дела и взаимоотношения. Затем в беседу постепенно втягиваются дети. Переход этот должен осуществляться тактично, незаметно. В конце группа приходит к единому мнению.
Следующий этап в работе по приобщению к художественной литературе – это игра-драматизация. Являясь одной из форм сюжетно- ролевой игры, игра-драматизация представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры. Однако нужно подготовить условия, в которых такая игра может появиться и развиваться.
Если в произведении, прочитанном в группе и понравившемся детям, есть четко противоположные персонажи и ситуации нравственной направленности, его можно предложить для разыгрывания. Желательно, чтобы до игры-драматизации в группе прошли беседы детей с персонажами. Самый ответственный момент - подбор артистов, особенно для исполнения противоположных ролей. Роль положительного персонажа желательно предоставить ребенку с низким уровнем социальных эмоций, а
роль отрицательного героя предложить дошкольнику, отличающемуся нравственным поведением. Нужно внимательно следить не вносит ли ребенок в роль свое личное эмоционально-нравственное отношение к сказочным моментам, которые являются аналогами соответствующих жизненных ситуаций. Здесь особенно важны и отклики зрителей, их оценка действий персонажа. Игра – драматизация позволяет ребенку
психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и
поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы его
жизненного опыта.
Подводя итог выше сказанного, хочется отметить что, детская художественная литература – действенная сила нравственного воспитания, и надо уметь целенаправленно ею пользоваться.