Приложение МААМ

Эмоциональное развитие детей с тяжелыми нарушениями речи

Александра Назарук
Эмоциональное развитие детей с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Эмоциональное развитие детей с ОВЗ в рамках логопунтка

Последние десятилетия характеризуются тем, что с каждым годом увеличивается число детей, имеющих разные нарушения в интеллектуальной, эмоциональной, речевой сферах. Наш логопункт посещают дети с разными диагнозами, разного возраста, в том числе и дети с ОВЗ. Для большинства из них характерен целый ряд особенностей эмоциональной сферы (СЛАЙД 1).

Публикация «Эмоциональное развитие детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

Проблема эмоционального развития детей с ОВЗ является актуальной, т. к. особенности эмоциональной сферы ребенка не могут не отразиться на формировании личности в целом.

В логопедической работе по преодолению эмоциональных нарушений выделяются несколько основных задач. (СЛАЙД 2)

Данные задачи реализовываются в ходе каждого компонента наших занятий. Дети подражают моей мимики и эмоциям, мы налаживаем с ними положительные взаимоотношения. Игры на развитие эмоциональной сферы можно использовать в любой момент занятий, и орг момент и физ. минутка и пальчиковая и артикуляционная гимнастика и развитие связной речи, и автоматизация звуков. Во время выполнения игр и упражнений цель одна – это стимуляция положительных эмоций, снижение негативных эмоциональных проявлений.

Если я сталкиваюсь с негативными эмоциональными проявлениями, агрессия или ранимость излишняя, то стараюсь просто переключать детей с этих эмоций. Использовать эффект новизны, предлагая новое задание или просто успокоить ребенка объятиями и ласковым словом. Большой эмоциональный отклик находят у детей игры с неожиданной концовкой. Дети сначала напряжены, а потом происходит выплеск этого напряжения и дети хохочут и радуются. Это игры, машинка, уронить что-то на пол, стук.

Все используемые на занятиях педагогические метода и приёмы в той или иной мере помогают развивать эмоциональную сферу детей. (СЛАЙД 3). Если ребенок имеет нетяжелые нарушения речи, то развитие эмоциональной сферы проводится с использованием имитационные игр, обсуждения художественной литературы, решения конфликтных ситуаций и моделирования выхода из них, бесед, этюдов на моделирование эмоциональных состояний.

В своей практической части я остановлюсь на тех направлениях работы, которые я использовала с детьми с более тяжелыми нарушеняими речи (РАС, ИН, ЗПР, ТНР, СД) Наиболее эффективными зарекомендовали себя три метода: психогимнастика, массаж и релаксационные игры и упражнения.

Остановимся подробнее на психогимнастике (СЛАЙД 4).

Это игры и упражнения, направленные на обучение детей выразительным движениям мимики, жестов, осанки и позы.

В психогимнастике, отработка своих негативных ощущений приводит к уменьшению силы этих ощущений. Кроме того, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций, нервного напряжения.

“Собери лицо”

Дети собирают лицо человека из частей с разными эмоциональными состояниями. Мы можем использовать эти игры как физ. минутку, когда дети манипулируя с карточками стимулирируют развитие мелкой моторики или как орг момент, когда к нам приходит герой, которого собирают дети и ему нужна помощь. (СЛАЙД 4)

“Шкатулка ласковых имен”

Дети придумывают ласковые имена своим товарищам. Придумывают ласковое имя для себя. Побеждает тот, кто больше придумает ласковых имен. Если мы отрабатываем звук Ш, то называть ласково будем только тех детей, в именах которых есть этот звук (Паша, Маша, Наташа, Даша)

Хорошо или плохо. (СЛАЙД 5)

Назови эмоцию героя, повтори ее. Очень эффективная игра для стимуляции речевой активности. (СЛАЙД 6)

«Добрый бегемотик» Дети встают в шеренгу. Педагог говорит, что все вместе они — маленький добрый бегемотик. Каждый ребенок обнимает за талию или кладет руки на плечи впереди стоящего. Педагог просит каждого ребенка погладить своего соседа по плечику, по головке, по спинке, по ручке … Затем воспитатель просит бегемотика походить по группе, присесть. Обычно дети, приседая все вместе, падают и смеются.

«Липучки» Все дети под веселую музыку бегают по комнате. Двое детей держась за руки, пытаются поймать сверстников, при этом они приговаривают: «Я липучка -приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руку, присоединяя его у своей «липучей» компании. Затем они все вместе ловят других детей. Когда в группе все дети станут «липучками» они начинают все вместе напевать. Мы липучки-приставучки, будем вместе мы плясать.

“Немое кино”

Дети становятся в круг.

Педагог: Сейчас я превращусь в телевизор, но, к сожалению, у него нет звука. Я вам буду что-то показывать жестами и мимикой, а вы догадайтесь и ответьте мне так же. (привет, пока, дай, спасибо.)

«Белка»

Дети выражают мимикой смену настроений, описываемых в стихотворении

Белка шишку уронила,

Прямо в Мишку угодила.

Застонал, заохал Мишка: –

На носу вскочила шишка!

«Покажи жестом» слова «маленький», «он», «высокий» и т. д. Показать как мы выглядим, когда нам холодно, когда у нас болит живот и т. д.

«Зайки и слоны»

«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если видят волка?.»

Неотъемлемой частью занятий с детьми с ОВЗ является логопедический массаж кистей рук. (СЛАЙД 7) Массаж позволяет стимулировать речевую активность, развивать мелкую моторику, позволяет установить контакт с детьми, вызвать доверие, стимулирует проявление положительных эмоций. Я провожу массаж либо руками, либо опосредованным способом. (СЛАЙД 8) Используя при этом массажные валики, ролики, шарики, природный и бросовый материал. (СЛАЙД 9)

Помимо массажа я использую также игры игры на развитие тактильных ощущений («волшебный мешочек», «Жмурки») (СЛАЙД 10). Неговорящим детям полезны упражнения с распознаванием на ощупь предметов различной формы и текстуры, а также на тему практического изучения противоположностей: мягкий и твердый, холодный и горячий, ровный и шершавый. Также можно дать малышу в руки несколько образцов разных материалов (шерсть, дерево, хлопок, металл) и попросить распознать каждый из них. (СЛАЙД 11)

Перейдем к релаксационным играм.

Мышечное напряжение у детей часто связано с физическими и психическими нагрузками, негативными эмоциональными состояниями и др. Вследствие этого у детей могут наблюдаться изменения в поведении, самочувствии (плач, усталость, истерики, грубость, пассивность, тревожность и т. д.) Поэтому очень важно научить расслабляться детей. Этому способствуют игры на релаксацию, которые заключается в поочерёдном напряжении, а затем расслаблении мышц как всего тела, так и отдельных его частей, в том числе и лица. Такие игры необходимо делать и с целью профилактики усталости у детей.

«Прогони бабочку с лица» (СЛАЙД 13)

«Подушка злюка», которую дети могут мять, щекотать.

(СЛАЙД 14) Напряжение и расслабление кистей рук.

“Надувной Буратино”

В этой игре дети учатся управлять своим телом, чередовать напряжение и расслабление. Игра может использоваться как разминка или упражнение для снятия напряжения.

Педагог: Я буду папой Карло, а вы буратинами, которые сделаны не из дерева, а из резины. Сначала я вас надую с помощью насоса (имитирует действия и звук насоса, а потом выпущу воздух.

Действия детей : надувают щеки, раскидывают руки, расставляют ноги, затем медленно опускают руки, голову, садятся на корточки.

“Шишки”

Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза)

“Холодно – жарко”

Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул холодный ветер (повторить 2–3 раза).

“Солнышко и тучка”

Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.

“Драгоценность”

Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушёл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают… «Раз, два.»

“Муравей”

Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги

напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

«Шарик»

Надуваем быстро шарик,

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул,

Воздух вышел,

Стал он тонкий и худой.

Остановимся на подведении итогов занятия. Я использую систему знаков, прошу ребенка показать, какое настроение вызывает у него та или иная игра (грустное ли радостное). Также на своих занятиях я активно использую систему поощрения. В конце каждого занятия я хвалю ребенка и дарю ему медаль, значок отличника, улыбочку. Ребенок сам выбирает, какая ему нравится медаль, и наклеивает ее на одежду. Или использую кошелек поощрений. На первых занятиях при помощи техники оригами мы делаем кошелек, ребенок его разукрашивает. И складываем туда либо улыбочки, либо наклейки. Такое поощрение вызывает у детей массу положительных эмоций,

Неотъемлемым компонентом логопедической работы является работа с родителями и воспитателями. Где формируется заинтересовать родителей и коллег в успехах детей, организовывается с ними продуктивное взаимодействие, обучение необходимым методам и приемам. (СЛАЙД 15)

В заключении хочу отметить, что эмоционально-личностное развитие детей с ОВЗ - очень сложный и длительный процесс, требующий целенаправленной, практической работы педагога. Успешное решение этой задачи возможно только при системном подходе, с использованием игровых технологий с опорой на сохранные анализаторы и поэтапным усложнением содержания материала.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи «Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи. Конспект занятия для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности.

Интегрированные занятия для детей с нарушениями речиИнтегрированные занятия для детей с нарушениями речи Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи необходим комплексный подход. В его реализации.

«Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи.«Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи. «Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи. Конспект открытого интегрированного занятия для воспитанников.

Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речиЧас двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи Тема: "Волшебный цветик-семицветик". Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации.

Дидактическое пособие по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Учись читать»Дидактическое пособие по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Учись читать» В публикации представлен демонстрационный материал для занятий по обучению грамоте детей с нарушениями речи. Подобранные игровые упражнения.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Презентация-подборка игр для детей с нарушениями речи Основной вид детской деятельности в ДОУ- это игра. поэтому предлагаю вниманию учителей-логопедов свою презентацию-подборку дидактических.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаРазвитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на праздниках и развлеченияхЭмоциональное развитие детей дошкольного возраста на праздниках и развлечениях Эмоциональное развитие — один из важнейших элементов в системе разностороннего развития личности. Человек, умеющий ценить прекрасное,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эмоциональное развитие детей с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 22 февраля 2020 в 19:44
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эмоциональное развитие детей с тяжелыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Александра Назарук (УИ 341626) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД