Солнцева Алла
Эмоциональная сфера и ее негативные проявления у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными.
В. В. Лебединский и О. С. Никольский отмечают что, богатая эмоциональная палитра дошкольника с одной стороны обеспечивает более адекватное эмоциональное поведение ребенка. Но с другой, она же может стать причиной деформации эмоциональной сферы ребенка. Деформация эмоциональной сферы или так называемое эмоциональное неблагополучие - это отрицательное самочувствие ребенка. Оно вызывается многими причинами. Главной выступает, неудовлетворенность ребенка общением со взрослыми прежде всего с родителями и со сверстниками. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмо-циональных контактов с родителями приводит к формированию у ребенка тревожно-пессимистических личностных ожиданий. Их характеризует не-уверенность малыша, чувство незащищенности, иногда страх в связи с прогнозируемым отрицательным отношением взрослого.
Публикация «Эмоциональная сфера и ее негативные проявления у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Другой существенной причиной, вызывающей эмоциональное неблагополучие, являются индивидуальные особенности ребенка, специфика его внутреннего мира (впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов).
А. И. Захаров указывает что, причины детских страхов очень разнообразны. Их появление прямо зависит от жизненного опыта ребенка, степени развития самостоятельности, воображения, эмоциональной чувствительности, склонности к беспокойству, тревожности, робости, неуверенности.
Одной из причин может быть оценка взрослого. Нельзя стыдить ребенка за переживаемый страх. Ведь страх и стыд взаимосвязаны. Под влиянием насмешек малыш начинает скрывать страх, который не только не исчезает, но в таком случае даже усиливается. Ребёнок становится пассивным, склонным к переживанию депрессии.
В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, которые появ-ляются постепенно, как результат развития интеллектуальной сферы, вооб-ражения и т. д. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают, дети из них «вырастают». Но существуют случаи, когда страхи накапливаются, нарастают и мешают личностному развитию, создают адаптационные, невротические проблемы и др.
А. И. Захаров описывает следующие возрастные особенности проявления страхов :
8 месяцев - боязнь незнакомых людей.
После 1 года - страх одиночества, иногда страх высоты, страх глубины.
1,5 года - беспокойство при долгом отсутствии матери, шумной обстановке в семье, боязнь врачей, боли, уколов.
2 года - страх наказания со стороны родителей, боязнь поездов, транспорта, боязнь животных (волка, уколов.
Младший дошкольный возраст - страхи сказочных персонажей, уко-лов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков; типичные страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства.
Старший дошкольный возраст - страх смерти, страх смерти родителей, страхи животных, страхи сказочных персонажей, страх глубины, страх страшных снов, страх огня, страх пожара, страх нападения, страх войны. У девочек: страх заболеть, наказания, перед засыпанием и сказочных персонажей.
Младший школьный возраст — страх опоздания в школу, порицания, сделать что-нибудь не так, страх несчастья (магические представления).
В 5— 6 лет дети начинают по-разному реагировать на приближение времени поступления в школу: у некоторых это вызывает чувство тревоги, у некоторых — радости (дети любуются школьными принадлежностями, имитируют свои ответы учителю).
Уже в дошкольном возрасте наблюдаются существенные различия в эмоциональной сфере мальчиков и девочек. По данным А. И. Захарова, проводившего опрос родителей, пики сензитивности у мальчиков в 5 и 9 лет, у девочек в 10 лет. Капризность выражена у мальчиков в 3-5лет и 7-10, а у девочек капризность характерна для всего дошкольного возраста (3-7 лет). Упрямство и негативизм более характерны для мальчиков в 3 года, затем уменьшаются и опять увеличиваются к 8 годам, у девочек — нерезкие подъемы упрямства встречаются в 4 года и в 11 лет. Кроме того, мальчики, по оценке родителей, более возбудимые и нервные, чем девочки, и у них нервность, в отличие от девочек, повышается к 4 годам и продолжает сохраняться на высоком уровне, имея тенденцию к нарастанию в старшем подростковом возрасте.
О состоянии психологического дискомфорта или эмоциональной девиации у детей до 3 лет взрослому будет сигнализировать повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, с же-лудочно-кишечными расстройствами. Такой соматовегетативный уровень реагирования является ведущим на раннем возрастном этапе.
Если по каким-либо причинам плохо ребенку-дошкольнику, то у него, скорее всего разовьется психомоторное возбуждение, могут возникнуть тики и заикание. Данный уровень реагирования обусловлен наиболее интенсивной дифференциацией корковых отделов двигательного анализатора в этом возрасте.
Чаще всего причинами негативных эмоциональных состояний в до-школьном возрасте является депривация потребности общения в семье или со сверстниками. Литературные данные свидетельствуют о том, что высо-кую ситуативную тревожность у детей могут провоцировать такие ситуации, как возможность разлуки с матерью, расставание с родителями, резкое изменение привычной обстановки, поступление в детский сад и школу, неприятие со стороны сверстников. В числе эмоциональных проявлений дошкольника, обращающих на себя наибольшее внимание родителей и чаще всего изучаемых психологами, находятся: детская агрессивность (удары ногами и кулаками, щипки, угрозы, разрушения построек сверстников и др., детские страхи, депрессия, конфликтность, тревожность и др.