Папки-передвижки

Роль музыки в развитии эмоциональной сферы дошкольников

Мария Яковлевна Цатурова
Роль музыки в развитии эмоциональной сферы дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Только эмоции открывают в искусстве действительный доступ к идее»

Л. С. Выготский.

По словам Л. С. Выготского, эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка. Собственно, эмоциональное развитие-это ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы воздействия на эмоциональную сферу и соответственно механизмы включения эмоций.

Темочки:

Эмоциональное развитие включает :

развитие эмоционального реагирования;

развитие эмоциональной экспрессии;

развитие эмпатии;

• формирование представлений о многообразии человеческих эмоций;

• формирование словаря эмоциональной лексики.

Музыка расширяет «эмоциональное поле» человека, формирует его эмоционально-эстетический опыт, воспитывает эмоциональную культуру, следовательно, эмоциональная сфера «…формируется в музыкальной атмосфере».

Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка уже в первые месяцы жизни. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание, способен оживлённо реагировать на звуки весёлой музыки непроизвольными движениями, возгласами. Постепенно двигательные реакции ребёнка становятся более произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными.

Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах и эмоциях человека, существующих в реальной жизни. В контексте гуманистической педагогики музыкальное воспитание, напрямую обращённое к эмоциональной сфере ребёнка, является идеальной средой для обогащения и гармонизации его эмоциональной сферы.

Это обусловлено тем, что музыка представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей. В связи с этим содержанием музыки, прежде всего, является эмоциональная сторона психических переживаний человека, и только через эти переживания происходит отражение образов окружающей действительности. Музыка углубляет эти образы и ярко раскрывает их содержание

Музыкальная деятельность, в силу её эмоциональности, привлекательна для ребёнка. Для успешного осуществления музыкальной деятельности, кроме общих способностей, дети должны обладать комплексом музыкальных способностей, объединяющихся в понятие музыкальность. Основой музыкальности является эмоциональная отзывчивость на музыку. Эмоциональная отзывчивость – одна из важнейших музыкальных способностей. Эмоциональная отзывчивость может быть развита во всех видах музыкальной деятельности – восприятии, исполнительстве, творчестве, так как необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения (в исполнительской и творческой деятельности).

В восприятии музыки главная роль принадлежит эмоциям как специфической реакции слушателя, вызывающей или духовное удовлетворение, или неудовлетворение, поэтому при слушании музыки у ребёнка возникают определённой силы положительные или отрицательные эмоции, отражающие его конкретное состояние. В теории эстетики оно называется эстетическим переживанием. Более сложные музыкальные произведения могут пробудить несколько различных эмоций. Однако всегда одна из них бывает более яркой, вызывающей соответствующее эстетическое переживание: радость, печаль и т. д.

Переживание произведения индивидуально для каждого человека и имеет различные эмоциональные оттенки. Одно и то же музыкальное произведение часто действует на людей по-разному. Во многом это зависит от подготовленности человека к восприятию музыки, от уровня развития его слухового опыта, эстетического вкуса, общей культуры.

Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей дошкольного возраста формируется и развивается в процессе слушания различных по эмоционально-образному содержанию произведений.

Музыка – интонационное искусство. Через интонацию она выражает огромное богатство эмоционально-смыслового содержания, центром которого является человек и его окружающий мир. Крупный теоретик музыкознания Б. В. Асафьев, подчёркивая связь музыки и речи, музыкальных и речевых интонаций, указывал, что в музыке, как и в речи, всегда содержится определённый тонус звучания, который он называл «речью чувства», «состоянием тонового напряжения». Поэтому, развивая у детей способность различать эмоциональную окраску, выразительность музыкальных интонаций, полезно сравнивать их с речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими, грозными и т. д.

Часто, выбирая из фонотеки музыкальное произведение, ребёнок может «сообщить» педагогу или сверстникам о своём эмоциональном состоянии. Если настроение у него не весёлое, он предпочитает музыку негромкую, плавную, а когда ему хочется повеселиться, просит «включить» танец или марш.

Мировая музыкальная классика имеет целый пласт так называемой «детской музыки» – произведений, предназначенных для слушания и исполнения детьми, например, цикл детских пьес П. Чайковского, С. Прокофьева, Р. Шумана и др.

Огромная роль в развитии эмоциональной сферы дошкольников принадлежит музыке. С помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей; осуществляет художественное познание окружающего мира; реализует творческий потенциал. Организация взаимодействия детей с искусством помогает ребенку выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, красками, движениями, словом.

Достаточно личный эмоциональный опыт, накопленный ребенком к концу дошкольного возраста, позволяет ему переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные произведения.

Публикации по теме:

Дидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностьюДидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностью Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с оригиналом, но и передать характер и состояние.

Игровое дидактическое пособие для развития эмоциональной сферы дошкольников «Эмоции из камушков»Игровое дидактическое пособие для развития эмоциональной сферы дошкольников «Эмоции из камушков» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение МАДОУ №265 г. Барнаул Актуальность Природа является одним из факторов,.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольниковИгры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.

Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций».Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций». 2 слайд: Цели и задачи : - продолжать знакомство детей с основными эмоциями (радость, грусть, удивление, злость) и их выражением в мимике.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль музыки в развитии эмоциональной сферы дошкольников
Опубликовано: 25 ноября 2024 в 10:55
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль музыки в развитии эмоциональной сферы дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Мария Яковлевна Цатурова (УИ 3485221) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД