Злата Курманова
Элементы методики М. Монтессори в логопедической работе
▼ Скачать + Заказать документы
Использовать методы и приемы М. Монтессори можно на логопедических занятиях. Например, на занятии по лексической теме «Фрукты».
«Ходьба на линии»
Дети выполняют различные упражнения на координацию движений, развитие фонематического слуха, памяти, внимания, выполняют инструкции различной сложности. Они носят в руках различные предметы, чашки, ложки с шариками. Используются варианты ходьбы: спиной вперед, боком, с кружениями, под звучание музыкальных инструментов.
Приветствие.
Публикация «Элементы методики М, Монтессори в логопедической работе» размещена в разделах
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Дети садятся по кругу и аккуратно передают зажженную свечу в закрытом подсвечнике со словами приветствия. Огонь помогает сконцентрировать внимание, настроиться на мирный лад, способствует межличностному контакту. Дети могут здороваться громко и четко, ласковыми словами или шепотом.
Данные приемы способствуют улучшению атмосферы в группе, создают положительный настрой на занятия, удовлетворяют потребность детей в движении, формируют доверие к педагогу.
«Круг».
Дети садятся в круг, рассматривают и ощупывают настоящие фрукты: яблоко, банан, киви, апельсин, лимон. Логопед составляет рассказ-описание каждого фрукта, характеризуя его форму, цвет, вкус. В словарь вносятся относительные прилагательные. Формируется обобщающее понятие «фрукты». Затем фрукты разрезают, пробуют на вкус, выдавливают из них сок.
В процессе данных действий пополняется глагольный словарь и разграничивается семантика различных действий (резать, выжимать, перекладывать, наливать, размешивать). Кроме того, логопед, комментируя свои действия, обучает детей префиксальному образованию глаголов (наливать, переливать, разливать, подливать, доливать). Затем дети самостоятельно комментируют свои действия.
Пробуя сок на вкус, дети учатся образовывать относительные прилагательные от существительных: сок из апельсина – апельсиновый, сок из лимона – лимонный, пюре из яблока – яблочное.
Развитие лексики неразрывно связано с развитием грамматики. Манипулируя с различными фруктами, дети усваивают родительный падеж единственного и множественного числа существительных: У Маши есть яблоко, а у Ромы нет (чего) – яблока, у Вани много (чего) – яблок.
Можно проводить дидактические игры: «Угадай по описанию», «Угадай на вкус», «Волшебный мешок», «Четвертый лишний».
«Минута тишины».
В конце занятия дети ложатся на ковер и слушают мельчайшие шорохи и шумы или лежат с закрытыми глазами и слушают спокойную музыку. Данные релаксационные упражнения обладают терапевтическим эффектом, способствуют снятию мышечного и эмоционального напряжения, нормализуют работу нервной системы.
Таким образом, через тактильные, зрительные и вкусовые ощущения у детей формируются номинативный, глагольный словарь, словарь прилагательных, устанавливаются симантические значения слов, развиваются навыки словоизменения и словообразования.
Детям с ОНР достаточно сложно долго концентрировать внимание, а совершая различные манипуляции с натуральными продуктами и предметами, они могут гораздо дольше проявлять познавательный интерес и выступать активными участниками коррекционного процесса.
В качестве дальнейших упражнений детям предлагалось соотнести натуральные фрукты с картинками. Аналогичным способом можно проводить работу по лексической теме "Овощи".
Затем можно провести урок-классификация для разграничения понятий "овощи" и "фрукты". Дети классифицируют картинки и предметы на две категории, объясняя свои действия.
В дальнейшем при использовании настоящих предметов быта у них активизируется словарь и закрепляются семантические категории по темам: продукты питания, одежда, обувь, головные уборы, профессии, мебель.
Данная методика интересна и продуктивна в работе!